ЗАМЕНА ЛАДОВ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ

guitars_1_475Ремонт, полировка или замена ладов гитары – это один из самых распространённых видов работ с грифом инструмента. Бывает, что лады установлены неровно с самого начала, бывает, причиной замены становится их износ или искривление грифа гитары, но так или иначе – для любого активно играющего гитариста наступает момент, когда простой полировкой не обойтись, и замена ладов становится неизбежной.

Как правило, это случается когда лады слишком сильно изнашиваются, и в них образуются глубокие «пропилы» от струн, или же когда от многократной полировки высота их становится недостаточной для нормального функционирования.

Иногда лады плохо держатся в пропилах, и тогда их просто вынимают и переустанавливают. Помимо вышеперечисленных, наиболее часто встречающихся причин, бывает и множество других — вплоть до банальной желания поставить лады другого калибра или материала.

guitars_2Естественно, начинать нужно с извлечения старых ладов из накладки грифа. В большинстве случаев для этого достаточно подцепить их с одного края клещами или стамеской и аккуратно вытягивать, медленно продвигаясь к противоположному краю накладки. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить накладку. Если какой-то лад не поддаётся и не сдвигается с места, можно попробовать слегка «раскачать» его лёгким постукиванием.

Нередки случаи, когда лады посажены на клей или эпоксидку. Делается это потому, что под натяжением струн накладка сжимается, и если в ней были слишком широкие пропилы, пустоты серьёзно повлияют на её прочность. Чтобы избежать потери прочности, пустоты забиваются эпоксидкой, хотя современные лады имеют очень короткую — до 2 мм, ножку, чтобы этот эффект минимизировать. Так или иначе, но этот факт может усложнить нашу работу. Тогда, прежде чем удалять лады из накладки, их нужно нагреть паяльником. Здесь очень важно не перестараться и не перегреть лад до обугливания накладки. Лучше понемногу разогревать лад и пробовать, если идёт очень туго — подогревать ещё немного, а если идёт нормально — то больше не греть.

guitars_3Одно из главнейших правил при подобной работе — установка ладов всегда производится в прямой гриф! Если есть возможность снять гриф с гитары — лучше это сделать. Если такой возможности нет, например, у вас гитара со сквозным грифом, замену лучше производить с удвоенной осторожностью. Приступая к замене ладов, в первую очередь, нужно выровнять гриф. Делается это посредством регулировки анкера в грифе гитары, при помощи специального ключика, который можно купить в любом гитарном магазине.

Однако регулировки анкера не всегда бывает достаточно для выравнивания грифа. Под воздействием пальцев, накладка со временем деформируется, что тоже может сильно повлиять на положение грифа. Почти всегда эти работы выполняются в комплексе: вместе с заменой ладов выравнивается гриф. Если для того чтобы выровнять гриф вынимаются старые лады, то в большинстве случаев обратно устанавливается уже новый комплект. И причиной этого могут стать любые недостатки ладовой проволоки: малейшие истёртости, мягкий металл или просто желание поставить новый комплект ладов. После того, как все лады успешно извлечены из накладки, наступает пора поработать непосредственно с ней. Как правило, все недостатки накладки видны невооружённым глазом. Где-то она протирается от постоянного воздействия пальцев, где-то, наоборот, выгибается горбом. Прежде чем приступить к установке новых ладов, следует исправить недостатки накладки. Делается это посредством полировки накладки с помощью «наждачки».

«Наждачку» нужно заблаговременно приклеить к ровному бруску, чтобы удобнее было шкурить плоскость. Полируя плоскость накладки, будьте осторожны, чтобы случайно не испортить радиус накладки, хотя в целом — ничего сложного. Продолжаем работать бруском с наждачной бумагой. Сначала используем крупную, потом мельче и мельче, пока не выровняем накладку и не уберем все царапины. После того как царапины и неровности устранены — приходит очередь лимонного масла. На данном этапе его нужно немного, достаточно нанести его на мягкую тряпку и тщательно протереть им накладку.

guitars_4Следующий этап подготовительной работы — добиться правильной глубины пропилов. Она должна быть немного, примерно на пол миллиметра, больше, чем длина ножки лада. После шлифовки накладки пропилы могут стать слишком мелкими, в этом случае следует углубить их пилкой. Если глубина не изменилась — просто прочищаем пропилы с помощью скребка.

Теперь переходим непосредственно к ладам, для начала им нужно придать радиус. Мастера используют для этого специальный инструмент, но можно обойтись и простыми пассатижами. Не нужно стараться повторить радиус накладки. Во-первых, у вас это вряд ли получится, а во-вторых, это даже вредно. Радиус изгиба ладов должен быть меньшим, по сравнению с радиусом накладки. Это предотвратит поднятие краёв лада, после его установки в накладку. Обычна ситуация, когда ширина пропилов не соответствует новому комплекту ладов. Особенно часто это случается при ремонте старых гитар, в которых лады значительно отличаются от современных. Ширина пропила должна быть достаточной для того, чтобы лад нормально забивался лёгким молоточком, но при этом уверенно там держался. На ширину пропила необходимо обратить особое внимание. Широкий пропил — это не только ненадежная установка лада, но и ослабление грифа в целом.

Нарезать лады следует на пару-тройку миллиметров шире, чем этого требует ширина пропилов. Края ножки нужно очень осторожно выкусить с помощью клещей. Мастера используют для этого специальный инструмент, но если вы меняете лады один-два раза в год — тратиться и покупать подобный инструмент не обязательно.

guitars_5В принципе, если накладка у вас не окантована, можно обойтись и без выкусывания ножки — просто нарезать лады по ширине пропилов в накладке, но я бы рекомендовал потратить время и провести подобную подготовительную работу, результат будет выглядеть гораздо аккуратнее. Вот теперь можно приступать к непосредственной установке ладов в накладку. Многие мастера сажают лады на клей, или даже на эпоксидку, чем это вызвано, я объяснял выше. Но если вы меняете лады впервые — я не рекомендовал бы вам экспериментировать с клеем. Лучше впоследствии поменять лады ещё раз, нежели ошибиться и случайно испортить накладку.

Следует аккуратно вставить лад в пропил и забивать его молотком с полиуретановым или латунным бойком. Бить надо сильно и без отскока, но осторожно, чтобы случайно не повредить накладку. Сначала следует забить оба края лада, а потом пройтись от середины к краям. Если с первого раза не вышло — не паникуйте, достаньте лад из накладки, снова придайте ему меньший радиус и попробуйте ещё раз. После того, как все лады окажутся надёжно зафиксированными в пропилах накладки, возьмите клещи и с их помощью удалите выступающие за контур грифа части ладов. Следующий этап — шлифовка и закатка ладов. Но перед работой следует взять малярный скотч, и надёжно заклеить им всю открытую плоскость накладки. Делать это необходимо, чтобы уберечь накладку и случайно не повредить или не испачкать её напильником или закатником. Если скотч у вас достаточно тонкий — рекомендую наклеить его в два слоя. Далее напильником осторожно спиливаем края ладов под углом примерно 70 градусов к плоскости накладки, двигая напильник вдоль грифа. После этого бруском с крупной наждачкой (номер 240 вполне подойдёт) шкурим все лады разом, до тех пор, пока их высота не станет одинаковой. На глаз это определить довольно сложно, поэтому можно прибегнуть к небольшой хитрости. Перед началом полировки маркером или фломастером поставьте отметки на верхушке каждого лада. Когда отметки исчезнут — пора остановиться и перестать полировать, практически одинаковая высота достигнута.

Однако после вышеупомянутой операции лады перестали быть полукруглыми, за счёт стачивания их верхушки стали плоскими. Для исправления этого досадного недоразумения используем закатник. Можно, конечно, обойтись и без него, воспользовавшись треугольным напильником, но я бы рекомендовал купить закатник, работать с ним в разы проще. К слову, когда вы выбираете закатник — помните, что они бывают разных размеров, и выбирать нужно, ориентируясь на калибр ладов, которые вы планируете ставить.

При закатке ладов необходимо вновь прибегнуть к чёрному маркеру. Аккуратно пометьте им лад по всей его длине, и приступайте к закатке. На этот раз, впрочем, вам нужно быть осторожнее. Не перестарайтесь, продолжайте работу до тех пор, пока на поверхности лада не останется тоненькая полоска. Если отметка маркера полностью стерлась — значит, вы перестарались, и лад теперь чуть ниже, чем все остальные. Это плохо, и лучше повторно выровнять высоту ладов и начать заново. Теперь аккуратно сточите напильником края ладов, чтобы они не царапали ладонь при игре, и можно приступать к полировке. С ладов нужно убрать все глубокие царапины, оставленные грубой «наждачкой» и закатником, для этого можно использовать наждачную бумагу №400. Равномерно полируем сначала вдоль грифа, а потом вдоль ладов. Точно так же, как и прежде, с накладкой, последовательно переходим к более мелкой «наждачке». Процесс этот долгий, лучше последовательно менять «наждачки», как минимум до №1000.

guitars_6После того, как крупные царапины удалены, следует отполировать лады. Если у вас нет маленькой полировальной машинки — можно полировать и вручную, но это займёт очень много времени. Делается это с помощью полировальной пасты и войлока.

Протираем гриф, снимаем малярный скотч и аккуратно вытираем тряпочкой мусор с накладки. Теперь настало время пропитывать накладку маслом. Нанесите масло на накладку, тщательно разотрите его и дайте накладке минут 10–15 для того, чтобы впитать масло, после соберите излишки фланелевой тряпкой. Этой же тряпкой отполируйте накладку.

Осталось только настроить анкер, поставить струны и порадоваться собственноручно замененным ладам!

trubnikovТекст: Валентин Трубников

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 26/05/2017


Нет событий

© 1995-2017 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика