ЧУЖОЕ СЧАСТЬЕ ПОД НОМЕРОМ XIV (ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕ ЛЮБЯТ AOR)

Not_AORСудя по зарубежным сетевым и бумажным СМИ, едва ли не главное ожидаемое событие этой весны в грамзаписи — выход в свет в конце марта студийного альбома «Toto XIV», одной из главных групп мировой сцены в стилистике AOR (adult oriented rock, он же «рок для взрослых») TOTO. В том, что и впрямь 14-я студийная работа калифорнийских умельцев будет превосходной, сомневаться не приходится. Но отечественный не то что рядовой слушатель, а и меломан со стажем остаётся равнодушен к этой новости. Не настало ли время задать вопрос «почему»?

Жизнь и приключения популярной музыки в нашей стране зависит не только и не столько от государственной позиции в смысле регулирования существования такой музыки. Или, наоборот, от полного отсутствия такового регулирования. Своеобразные вкусы и нашего населения, и музыкантов, и даже маститых, казалось бы, экспертов — не более чем результат молчаливого соглашения в рамках общественного мифотворчества.

toto_475А миф о рок-, и частично даже о поп-музыке, хоть в СССР, хоть в современной России един и прост до абсолютной примитивности: эта музыка является бунтом против общества. Ладно бы в эту формулировку затесалось слово «молодежи» — но нет, ни о какой молодежи и упоминаний нет. Отчего-то в Отечестве до сих пор молчаливо считается, что вкусы всей массы меломанов, да и просто лиц, активно использующих наушники, едины и непоколебимы: якобы всё общество слушает одну и ту же музыку. Побочный эффект такого общественного соглашения — удручающе одинаковая репертуарная политика 99% процентов наших FM-радиостанций, но не о них пока речь.

Самое время задать вопрос: откуда же взялся столь греющий сердца работников наших масс-медий постулат о том, что современная музыка — это музыка бунта? Из революционных рок-шестидесятых, скажете вы? И будете правы, но лишь отчасти. На самом же деле это утверждение было придумано прогрессивными работниками еще советских СМИ в те же 1960-е, но с совершенно утилитарной, пусть и благой целью: протаскивать, как выражались в те годы, мало-мальски объективные публикации о положении дел в западном музыкальном мире в печатную прессу. Само собой, это невозможно было сделать без дежурных ругательств в адрес «проклятого империализма» — но в данном случае ругательства трансформировались в утверждения о том, что вся (хорошо, почти вся, «хорошая музыка» — THE BEATLES, к примеру) западная рок-музыка есть музыка бунта против буржуазного строя. К исходу 1973 года всякий бунт в англо-американской рок-музыке закончился, но популярная отечественная теория продолжала жить и процветать.

В свою очередь тот самый «рок для взрослых» окончательно сформировался в США к 1977 году — и тому были две причины. Первая — банальная: тамошний потребитель рок-музыки стал старше и желал слушать не песни разной степени истеричности о борьбе за права меньшинств и преступлениях военщины во Вьетнаме, но нормальный комфортабельный материал, соответствующий своему возрасту. Вторая — реакция самой заокеанской рок-сцены на постыдную часть американской рок-музыки прошедшего десятилетия. Никакого бунта никто не хотел — и музыканты, и публика, жаждали удобных для слуха и души песен, к тому же отлично наполняющих карманы музыкантов деньгами. У нас отчего-то хорошо помнят разгул стиля диско, но вот о том, что три главных на тот момент AOR-состава Америки — JOURNEY, STYX и FOREIGNER — в том же конце 1970-х собирали полные стадионы «от океана до океана», вспоминать (да и просто знать) не принято. Более того, подобные группы как раз осуждались отечественной комсомольско-молодежной прессой — они, мол, коммерческие. Не бунтуют ни против чего, стало быть.

Когда наступила перестройка, и рок стал в некотором смысле «музыкой в законе», в вышеприведенной схеме не изменилось ничего. Хотя AOR и смежные с ним стили рок-музыки 1980-х, получившие сейчас название «хайр-метал» были объективно популярны в тогдашнем СССР (взять хотя бы EUROPE и BON JOVI), но осмелевшая пресса тем не менее не уставала называть их «попсой» и жестоко противопоставлять, допустим, группе METALLICA на всех фронтах — в том числе, выразимся так, на идеологическом: «у них тексты ни о чём». О том, что у 99% зарубежных артистов тексты песен «ни о чём», родные культуртрегеры с их плохим знанием иностранных языков просто не догадывались.

В этой ситуации было удивительно то, что на стыке 1980-х и 1990-х отечественные музыканты заинтересовались стилем — и, на удивление всем, записали несколько AOR-альбомов, сделавших бы честь и иным зарубежным звездам. В первую очередь здесь надо упомянуть альбом АВТОГРАФА «Каменный край» (1989), единственную работу супергруппы КУРАЖ «Ветер в гривах» (1990) и оба альбома казанского состава ANGELS & DEMONS (1991 и 1994). Мало, но метко. К величайшему сожалению, такая музыка оказалась, по большому счету, нужна исчезающе малому проценту слушателей. Единственный рупор «рока со взрослым лицом», радиопрограмма Олега Гробовникова «Молодежный канал», канул в лету еще в 1991 году, а исполнение по сути роскошных поп-песен в качественных аранжировках волосатыми людьми с гитарами продолжало пугать многих и многих. Ну как же, все помнят постулат о том, что рок-музыка в одиночку развалила СССР — какие уж тут гитаристы!

Foreigner

Несмотря на свою комфортабельность для слушательского уха, AOR абсолютно не прижился на наших вечно недовольных и капризных FM-радиостанциях: для большинства из них это вновь «опасный рок», а для идейного рок-меньшинства — «попса». От того, что одна московская радиостанция до сих пор чуть не раз в час крутит главную балладу FOREIGNER «I Want To Know What Love Is», ситуация не меняется — ну так даже и имя группы в отечественной традиции остается неизвестным слушателю.

Конечно, говорить о причинах непопулярности AOR в России — все равно, что рассуждать о низком уровне музыкальной культуры родного населения: первое следует из второго, а вторая тема воистину неисчерпаема. Но все же, наверное, страна Россия заслужила если не FM-радиостанцию с подобным репертуаром, то хотя бы толковую радиопрограмму, посвященную этому стилю. Однако подобное кажется маловероятным именно до тех пор, пока здесь не будет отброшено клише описания рок-музыки как «музыки бунта и вечной борьбы». Какой такой бунт в 2015 году? И вот только тогда, подобно всему остальному миру, мы сможем с волнением ждать релиза нового альбома TOTO.

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 26/04/2017


Нет событий

© 1995-2017 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика