КЛАССИЧЕСКИЕ СОЛО ХАРД-РОКА: «STAIRWAY TO HEAVEN» LED ZEPPELIN

led-zep-iv_475Журнал «Music Box» предоставил мне замечательную возможность поделится музыкальными знаниями, которые я преумножил в результате многолетнего преподавания по классу гитары в стенах таких заведений, как «Красный Химик», Гитарный Колледж.

Анализ соло Джимми Пейджа (Jimmy Page) из баллады «Stairway to Heaven» LED ZEPPELIN открывает ряд публикаций на тему «Классические соло хард-рока».

Статус баллады «Stairway to Heaven» подтверждается хотя бы тем, что общее звучание её в радио эфире США превышает 64 года.

Итак, первая часть соло, до 7-го такта, звучит в рамках ля-минорной блюзовой пентатоники, в 5-й позиции.

ris1

Отметим, что в этих фразах присутствует нота фа из натурального ля минора.

ris2

При исполнении фраз в 5-й позиции обратите внимании на приём pull off (легато срывом). Мизинец – наименее развитый палец, поэтому студенты, исполняя этот приём, укорачивают ноту под мизинцем. Обратите внимание так же на аппликатуру левой руки в этой части соло. Например, ноту ре в 1-м такте на 3-й струне 7-го лада я рекомендовал бы брать мизинцем, а не 3-м пальцем, как это чаще всего бывает. Занимаясь координацией движений правой и левой рук, мы программируем себя на то, что момент удара медиатором должен точно совпадать с нажатием ноты пальцем левой руки. В данном случае, если мы будем брать по очереди ноту ля (7-й лад 4-я струна), а за тем ноту ре (7-й лад 3-я струна) 3-м пальцем, то мы будем либо перескакивать со струны на струну, что ведёт к микропаузе, либо использовать полубарэ 3-м пальцем на 7-м ладу, а это незапрограммированное движение. Кроме того, после взятых нот, звучит легато срывом, а исполнение этого приёма 3-м пальцем, который взял полубарэ на 7-м ладу ведёт к возникновению ненужных шумов соседних струн. По поводу аппликатуры я могу отметить, что вся старая школа основана на трёхпалой системе левой руки, но ведь мы живём в XXI веке, и пять свободных пальцев должны равноправно участвовать в игре – на это указывает опыт современных виртуозов.

По поводу подтяжек можно сказать следующее. Первая нота соло ми звучит при помощи подтяжки. Исполнять её нужно так: ставим 1-2-3-й пальцы левой руки на 3-ю струну, соответственно 5-6-7-й лады, и подтягиваем её вверх всеми тремя пальцами. В этом случае подтяжка получится активной и достаточно простой в исполнении. Во-первых, три пальца сильнее одного, если вы тянете струну только третьим пальцем; во-вторых, мы одномоментно как бы укорачиваем струну на три лада – 5-й, 6-й и 7-й. В совокупности вышеперечисленные факторы дадут в результате мощную энергичную подтяжку струны. Следующая сложность при подобном приёме возникает во 2-ом такте. Ноту ля берём 3-м пальцем (8-й лад, 2-я струна), а 1-й и 2-й пальцы ставим соответственно на 6-й и 7-й лады 2-й струны и подтягиваем её тремя пальцами. Затем, не опуская 2-ую струну, мизинцем берём ноту до (8-й лад 1-ая струна), после чего убираем мизинец, переставляем 1-й 2-ой и 3-й пальцы соответственно на 6-й, 7-й и 8-й лады 1-й струны и исполняем подтяжку ноты до (1-ая струна 8-й лад).

В 7-м и 8-м такте звучит динамичная фраза, показывающая тисcитуру гитары. За небольшой промежуток времени мы проходим две октавы, объединяя сразу четыре позиции ля-минорной пентатоники.

ris3

ris4

Быстрый переход из среднего регистра в высокий происходит за счёт эффективных скольжений. Типичная ошибка, возникающая в данной ситуации – укорачивание звучания ноты, с которой происходит скольжение, что неправильно.

Чтобы избежать подобных ошибок, проигрывайте эту фразу исключительно медиатором без применения скольжений, тогда вы услышите её реальную ритмику. Запомнив мелодию, играйте со штрихами, указанными в нотах. Заметим, как и в предыдущих фразах, здесь так же используется нота фа ля минор натурального лада.

В 9-м такте звучат 10 вертушек. Надо заметить, что это самое сложное место соло. Фраза из пяти нот укладывается в одну четверть такта. Сочетание чётного размера и нечётного количества нот всегда вызывает проблемы. Чтобы понять, как работает эта фраза, проделаем следующее построение. Мы знаем, что четверть – это две восьмые. Представим каждую восьмую как триоль.

ris5

Первую ноту фразы играем на два счёта. Остальные ноты играем ровно на счёт 3–4–5–6. Причём медиатором играем только 1-ю и 3-ю ноты вертушки. При исполнении этой фразы в темпе нота ля может звучать тише остальных, поэтому обратите внимание на приём hummer-on (легато ударом).

ris6

Чтобы облегчить задачу при выучивании этой фразы, исключим из неё подтяжки легато срывом и легато ударом, и сыграем медиатором, как показано в примере. Это позволит понять ритмику фразы.

ris7

 

Фраза 12-го такта скрыта за блеском вертушки. Но, как ни странно, именно её я рекомендую использовать в качестве прекрасного материала при написании соло студентами.

Оставшаяся часть соло это образец использования принципа «вопрос-ответ».

Партия одной гитары простая и нарочито повторяется, а ответы другой противопоставляются нарочитой простоте. В конце соло используются высокие позиции, что не очень удобно, и мощные подтяжки, что увеличивает расход ваших струн.

С 14-го по 20-й такты все фразы начинаются с паузы. Почему-то студенты их часто игнорируют.

В соло можно отметить две кульминации – это 12-й и 20-й такты.

Дайджест Music Box

Автор: Сергей ДМИТРИЕВ

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 27/07/2017


Нет событий

© 1995-2017 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика