ШКОЛА ПЕНИЯ – ШКОЛА ДЫХАНИЯ (ЧАСТЬ II)

ptitsaЗанимаясь подготовкой данной темы, я взяла толковый словарь С.И.Ожегова и поинтересовалась, как трактуется термин «дыхание»: «Дыхание – процесс 1) поглощения кислорода и выделения углекислого газа живыми организмами; 2) втягивание и выпускание воздуха лёгкими». От себя можно добавить, что дыхание – основной жизнеобеспечивающий процесс для человека и животного мира.

На первый взгляд, функция дыхания и его роль в нашей жизни понятна и довольно проста. Но так ли это? Если заняться изучением данной темы более глубоко, то оказывается, что тип дыхания, ритм и скорость вдыхаемого и выдыхаемого воздуха могут оказывать влияние на наше физическое и психологическое состояние!

Человек самодостаточен по своей природе, и для решения тех или иных задач не всегда необходимо подключать силы извне, отказавшись от использования собственных ресурсов. Изучением этой темы занимались многие медики и ученые (Поль Брэгг, Бутейко, Стрельникова и др.). Нам известны медитативная система дыхания по йоге, противоположная ей аэробная по бодифлексу и т.д. Каждая из теорий раскрыла свою определённо положительную сторону дыхательного процесса для нашего здоровья и энергетического потенциала – «…дыхание – путь к энергии». Не является исключением и певческое дыхание, учение о котором занимает значительную часть в вокальной школе.

Итак, продолжим разбор темы «Школа пения – школа дыхания», первая часть которой опубликована в прошлом номере. И чтобы подытожить всё выше- сказанное, я начинаю урок с вывода: певческое дыхание – это фундамент звукообразования и энергосистема, дающая силу и длительность звуку, а также оказывающая влияние на тембровую окраску голоса.

Чтобы легче разобраться с премудростями вокального дыхания, а для многих ( особенно начинающих ) оно становиться камнем преткновения, давайте сравним его с обычным и найдём как общие черты, так и различия. Общее: вдох и выдох.

Различия лучше проанализировать, изучив таблицу.

Без названия-1

Человек рождается со знанием лучшего способа дыхания. Если положить маленького ребёнка на спину и посмотреть, как он дышит, то вы обратите внимание на то, что его грудь практически неподвижна, а живот постоянно подымается вверх и вниз, а значит делает глубокое диафрагменное дыхание! Диафрагма отделяет грудную полость от  брюшной и, являясь самой сильной и основной мышцей, помогает сперва наполнять, а затем освобождать лёгкие от воздуха. Грир Чайлдерс пишет: «С возрастом в нас растёт нервное напряжение, и наши внутренние органы, в том числе мышцы диафрагмы, начинают всё больше и больше напрягаться. Поэтому дыхание останавливается посреди груди и мы используем лёгкие всего на 20%, потому что дышим лишь их верхней  частью». Несмотря на то, что в вокальной школе различают грудной, грудо-брюшной типы дыхания, но общепринятым является нижнерёберно-диафрагматический тип, при котором на вдохе раздвигаются нижние рёбра по всей окружности, а подложечная область слегка выпячивается вперёд. Звучит страшно, но на самом деле получается  совершенно естественно, а главное полезно и для вокала, и для здоровья.

Определить, каким типом дыхания пользуетесь вы, довольно легко. Лёжа на спине, соедините кисти рук в замке и положите на живот (можно использовать книгу). Дышите так, как вам удобно и привычно, но при этом обратите внимание на то, какая  часть тела принимает большее участие. Если при вдохе поднимается грудь, значит у  вас грудной тип дыхания, а если живот, тогда диафрагматический. Получилось?

Теперь переходим ко вдоху, – именно с него начинается традиционное вокальное  обучение. Пение начинается с глубокого носового вдоха ( заметьте, что «глубокого» не означает «объёмного»!). Куда распределяется поступивший воздух, мы уже знаем. Причём вдох очень короткий! Зачастую во время пения нет возможности делать длительный вдох. Вспомните хотя бы рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки или рок-н-ролл. Поэтому вдох короткий и бесшумный. Как я писала ранее, педагоги, объясняя тот или иной приём, зачастую применяют ассоциативные, образные примеры.

Так вот, говоря о вдохе, я не раз слышала такие сравнения, как вдох во время лёгкого испуга чем-либо или в момент удивления. Объём набираемого воздуха зависит от поставленных задач (длительность фразы, верхние ноты и т.д.), но в любом случае избегайте перебора. Это не только затрудняет дело, но часто приводит к форсировке и фальшивой интонации.

Хотя в реальной практике исполнители нередко берут дыхание одновременно ртом и носом (по ряду известных уже причин), но в учебном процессе неизменно нарабатывается вдох через нос. Во-первых, вдох через рот сушит гортань. Во-вторых, это не совсем гигиенично и бесшумно. Иногда невольно обращаешь внимание на «астматические» призвуки при вдохе через рот у некоторых певцов.

Следующим действием после вдоха совершенно предсказуемо будет выдох! Пение начинается на выдохе. Чтобы в этом убедиться, попробуйте сделать наоборот. Задача, стоящая пред вокалистом на выдохе, заключается в том, чтобы без какого-либо зажима, совершенно свободно и естественно, научиться правильно удерживать и расходовать набранный воздух так, чтобы он весь без остатка превращался в звук.

Именно в этом заключается мастерство владения певческим дыханием. Что касается ощущений во время выдоха, то их описывают по-разному. Лучше всего, когда дыхание по ощущению словно стоит на месте, не уходит, а служит опорой звуку. Или вот какими сравнениями пользовался маэстро Барра: «Дыхание должно гудеть в тебе, как гудит пламя в камине при хорошей тяге, тогда оно будет свободным, проходящим и захватывать резонативные зоны. Оно как бы обратно речевому.

В речи оно тратится, естественно вытекает, и живот при этом уходит, втягивается, а в пении дыхание обратное – мы набрали воздух, поём, а живот идёт несколько вперёд, а не назад. Кажется, что дыхание должно кончится, но мы ещё можем петь, поём, а живот идёт всё вперёд, не втягивается, как при речи. В пении нельзя давать ему уходить, проваливаться. Должно быть стремление удержать его и подать вперёд».

В связи с тем, что для многих эта тема является новой и не совсем простой, я предлагаю выделить основные моменты:

— следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты;

— дышать легко и свободно, не перебирая воздуха;

— следить, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались;

— вдох маленький, бесшумный (исключить порывистый и судорожный);

— выдох долгий, эластичный;

— в процессе пения следует удерживать вдыхательную позицию;

— при выдохе соблюдайте чувство певческой опоры.

( Р.S. Хотелось бы предупредить, что с детьми занимаются несколько иначе – в щадящем режиме и по более деликатной системе!)

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Существует ряд упражнений, приёмов, направленных на постановку и закрепление певческого дыхания, которое доводится до автоматизма и становится естественным как для вокала, так и для обычной речи. В прошлом номере опубликованы  некоторые из них. Сегодня мы займёмся освоением новых, рекомендованных врачами и специалистами.

УПРАЖНЕНИЯ

Данные упражнения применяются врачами-фониаторами как для тренировки равномерного, свободного, длительного выдоха, так и при лечении заболеваний голосового аппарата, что ещё раз подтверждает всё вышесказанное о  чудодейственном влиянии «правильного» дыхания на наше самочувствие. При выполнении упражнений не исключено головокружение. Отдохнув около минуты, можно продолжать. Основные рекомендации: выполнять спокойно, не утрировать выдох, соблюдая состояние покоя во всём теле.

1. Выполняется сидя, стоя, лёжа по 8–10 раз в день. Тренировка выдоха на согласных звуках «с», «ж», «з». Короткий вдох через нос и равномерный выдох на звук «с» – полуулыбка,
язык упирается в нижние зубы;  выдох на звук «ж» – губы вытянуты вперёд. Звучание таинственное, низкое и резонирующее в груди. Для проверки приложите ладонь к груди и
почувствуйте вибрацию; выдох на звук «з» – полуулыбка.

2. Сидя или стоя взять в руку стакан с водой и коктейльной трубочкой. После глубокого вдоха через нос медленно (в течение 25–30 сек.) выдыхать воздух в стакан через трубочку. Следующее упражнение от маэстро Барра, которое он называл своеобразной гимнастикой, направленно на развитие дыхания и нахождение его верной  координации с другими частями голосового аппарата (для правильного механизма). «Не надо никакого голоса. Освободись совершенно. Протяни звук “в-в-в” на губах медленно, свободно выпуская воздух. Не толкай его. Пой отдельные ноты, отрезки гамм на “в-в”. Всё надо делать мягко, легко, без силы и голоса, только прикосновением дыхания, только туше. Теперь можно перейти на чистую гласную.  Это не пение, а гимнастика. Надо следить, чтобы дыхание не ударяло по связкам,  а как бы обходило их».

И последнее! Для развития лёгких, тренировки дыхания, энергетического заряда и  поддержания себя в отличной форме, занимайтесь плаванием, системами, в основе которых лежит работа с дыханием. Это поможет вам не только в пении, но и  укрепит ваше здоровье! Ведь не секрет, что для плодотворной работы нам необходимы желание, здоровье, время и любовь!

* * *

Некоторые педагоги считают, что дыхание само разовьётся в процессе пения, если  правильно организовать работу гортани и артикуляционного аппарата; другие утверждают, что дыханию в пении научиться нельзя – важно научиться ощущать его! В одном сходятся все: в процессе занятий пением необходимо выработать плавный и  постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование. В. Емельянов так  откорректировал изречение Ламперти: «Школа пения – школа выдыхания!»

А я в свою очередь желаю вам терпения и великолепных результатов!

«Пойте хорошо, дышите удобно!»

Текст: Елена ЕРМАК

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 26/04/2017


Нет событий

© 1995-2017 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика