КАК СОСТАВИТЬ РАЙДЕР ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ И ГАСТРОЛЬНОЙ ПОЕЗДКИ 

gastroli_475

Как группе составить райдер для выступления или гастрольной поездки? Что учесть, чего не забыть? Об этом рассказывает Анатолий Вейценфельд.

Рано или поздно группа или эстрадный коллектив сталкиваются с вопросом – как составить техническое задание на концертное оборудование для гастрольных выступлений, иначе говоря, райдер? Из этого вопроса вырастают и другие: что делать, если местный организатор концерта не может полностью удовлетворить запросы гастрольного коллектива? Что принято считать нормальной заменой недостающего, а что неприемлемо? Где кончаются оправданные требования и начинается каприз?

Проблема усложняется тем, что райдеры гастрольных коллективов существенно различаются в зависимости, прежде всего, от жанра, а также от масштаба шоу, ранга исполнителя или группы и их субъективных особенностей. В условиях концертной работы на территории стран СНГ есть и ещё один важный фактор – степень «фанеризованности» выступления.
Составление райдеров – тема не столько теоретическая, сколько практическая. Тут главный принцип – ничего не забыть. А теории мало, просто потому, что вывести общий закон для всех исполнителей очень трудно. Артисты – люди все разные, и то, что один исполнитель непременно привезёт с собой, другой закажет на месте, один легко согласится на замену какой-то позиции в райдере на равноценную (или даже не очень равноценную), а другой упрётся и устроит скандал. Поэтому попытаюсь привести некий условный райдер для выступления некоего эстрадного коллектива и дать комментарии к его позициям.

Представим себе выступление большой эстрадной группы (например, эстрадного вокалиста с сопровождающим составом), соответствующей тому, что раньше называлось вокально-инструментальным ансамблем. Почему именно такой состав? Просто райдер маленькой рок-группы из четырех человек мало применим для работы с другими жанрами, как и райдер для большого акустического состава типа джаз-оркестра. Райдер ВИА в этом плане наиболее универсален.

Для «чистоты эксперимента» представим, что группа не везет с собой вообще никакого оборудования – только свои музыкальные инструменты, кроме барабанов.

Итак, в нашем ансамбле восемь музыкантов: вокалист, духовик, два гитариста, два клавишника, басист и ударник. Все инструменталисты, кроме барабанщика, поют, то есть являются бэк-вокалистами.

Звукорежиссёр, независимо от вместимости зала, требует от организаторов концерта предоставить оборудование, способное обеспечить удовлетворительное по качеству звучание во всех точках зала при уровне звукового давления 110 дБ на пульте звукорежиссёра. Звуковая система по возможности должна быть подвесной с использованием front fills для озвучивания первых рядов партера.

Акустические системы

Для озвучивания концертных залов в настоящее время используются почти исключительно линейные массивы, очень редко встречается техника предыдущего поколения – наборы из узкополосных компонентов с кроссоверами. При выступлениях на стационарных площадках не имеет смысла указывать в райдере конкретного производителя и модели акустических систем – что в зале инсталлировано, на том и придётся работать. Если же предстоит выступление на открытом воздухе, фестивале и т.п., то лучше указать, что именно из акустики требуется.

Указывайте требуемую мощность с запасом, потому что нередко промоуторы и прокатчики стремятся сэкономить и выжать из минимума акустики максимум звукового давления, что плохо сказывается на звучании. Не стесняйтесь и для работы на площадке вместимостью тысяча мест требуйте мощность 10 кВт, 4 тысячи мест – 30 кВт, для малого стадиона или СКК – 40 кВт, а на футбольный стадион – 100 кВт.

Звукорежиссёрский пульт обязательно должен быть расположен по центру зала, желательно на расстоянии 2/3 от сцены и 1/3 от задней стены зала.

FОН-оборудование для контроля и обработки звука

Для работы с нашим составом потребуется микшерный пульт с количеством входных каналов не менее 32, восемь подгрупп, стереовыход. Особое внимание следует уделить типу микшера – аналоговый или цифровой. Это следует подробно и детально обсудить с прокатной компанией – что они реально могут предоставить, что вы хотите и на что согласны в случае невозможности выполнения вашего пожелания. В случае существенных расхождений имеет смысл взять в аренду и привезти с собой компактный цифровой пульт – сейчас цифровые консоли указанного выше формата (32/8) легки, малогабаритны и портативны.

Если вы постоянно работаете с конкретной моделью цифрового пульта и прокатчик вам предоставляет эту модель, настройки сцен вы просто перенесёте на флешке на новую площадку. К тому же для данной модели можно загрузить в смартфон или планшет приложение, позволяющее дистанционно управлять работой микшера. Разумеется, не следует включать в райдер требование предоставить вам iPad, да и Wi-Fi-роутер лучше взять свой, проверенный на надёжность работы с консолью и приложением. А если вы используете прогрессивную систему виртуального саунд-чека, то вам придется везти на место всё необходимое – компьютер, многоканальные интерфейсы и коммутацию.

Сейчас на больших площадках всё чаще используются прогрессивные технологические решения – цифровые сетевые усилительные комплексы, включающие цифровую консоль, сценические цифровые стейдж-боксы (многоканальные интерфейсы-процессоры) и цифровые процессоры-контроллеры акустических систем. В этом случае принимающая сторона (прокатная компания) должна предоставить своего системного инженера для коммутации, и настройки оборудования, и консультирования звукорежиссера в работе с конкретной моделью цифровой консоли. Следует обязательно включить в райдер участие системного инженера от принимающей стороны!

При работе с цифровыми микшерами вам не понадобятся внешние приборы обработки звука, т.н. Outboard – все эквалайзеры, компрессоры и ревербераторы уже находятся на борту консоли, что значительно облегчает райдер. Но поскольку аналоговые системы не ушли ещё в прошлое окончательно, особенно в глубинке, приведу пример комплекта аналогового оборудования для обработки звука:

Эквалайзер: третьоктавный стерео Klark Teknik, BBS – 1 шт.
Компрессор-лимитер: dbx 160, BBS — 7 штук, по числу вокалистов
Гейт: Drawmer, BBS – 4 шт.
Эффекты: Lexicon РСМ 70, 80, 90 – 1 шт.Yamaha SРХ 900, 990, 1000 – 1 шт.

Иногда, особенно в эстрадных шоу, требуются источники для воспроизведения фонограмм. CD-плееры уже почти вышли из употребления, так что, если они вам необходимы, впишите их в райдер обязательно. Сейчас чаще используются USB-MP3 плееры, но они столь миниатюрны, что лучше привезти их с собой. Так же, как и ноутбук с вашими фонограммами.

Вокальные микрофоны запрашивайте по числу всех поющих участников группы, из них радиомикрофоны – по числу солистов.

Примерный список микрофонов для озвучивания инструментов приведён в таблице.

plan_miksherov
Обязательно укажите, что необходим полный комплект кабелей для коммутации всего оборудования! Казалось бы, это само собой разумеется, но надеяться на догадливость организаторов не следует, а райдер – это по существу юридический документ.

Мониторная система

Для нашего ансамбля понадобится 6 мониторных линий, включая два «прострела» (side fills). Мощность каждого из мониторов должна быть не менее 350 Вт.

Суммарная мощность прострелов составляет не менее 4 кВт, а для сцен шириной более 10 метров или залов свыше 2000 мест – не менее 6 кВт.

1 Aux – 1 линия на 4 монитора; для сцен шириной более 10 метров или залов свыше 2000 мест – не менее 6 мониторов.
2 Aux – прострелы левый канал.
3 Aux – прострелы правый канал.
4 Aux – один монитор для барабанщика.
5 Aux – два монитора для гитаристов.
6 Aux – два монитора для клавишников.

При работе с аналоговым комплектом оборудования потребуется внешняя коррекция, для этого используются третьоктавные эквалайзеры на все 6 каналов. При работе с цифровыми консолями коррекция выполняется в Aux-каналах микшера.

Сценическое оборудование

Барабаны – DW, Yamaha, Tama, Pearl.
Один большой барабан 22″.
Напольный баритоновый том-том 16″.
Том-томы 14″, 12″ и 10″.
Малый барабан 14″.
Пара 14″ тарелок для хай-хэта.
Тарелка 20″ Bright Ride.
Тарелки 16″ и 18″ Crash.

Необходим полный исправный комплект стоек и крепежа под тарелки и барабаны, а также стул для барабанщика.

Гитарный комбик – 1 шт. Fender, Marshall.
Басовый комбо или комплект из усилителя и кабинета – 1 шт. (Trace Elliot, Fender, Hughes&Kettner, Ampeg, Hartke).
DI-боксы – 6 шт. – для акустической гитары, бас-гитары и 4 каналов от двух клавишных.
Стойка клавишная – 2 шт.
Стойка гитарная – 2 шт.
Достаточное количество шнуров для клавишных, гитар и т. д., а также сетевое обеспечение сцены для backline.

С техническим райдером для нашей условной группы покончено, но ведь артисты – живые люди. Поэтому дирекция или администратор группы высылает организаторам тура и концерта так называемый «бытовой райдер», в который, кроме бытовых условий, включается и ряд организационно-административных.

Бытовой райдер

Организаторам концертов предлагаются минимальные требования по обеспечению работы группы. Предполагается, что все требования бытового райдера будут выполнены. В случае невозможности выполнения любого пункта райдера организаторы должны обсудить все возникшие вопросы с дирекцией группы до выезда группы на место.

Все изменения и дополнения к райдеру должны быть внесены в письменном виде после одобрения обеими сторонами в приложении. Каждый лист райдера должен быть подписан организаторами концерта. В случае невыполнения любого пункта райдера без предупреждения со стороны организаторов дирекция группы вправе отменить концерт без последующего возмещения возможных убытков организаторов.

Состав группы

Организаторам заранее сообщается полный состав коллектива: 8 музыкантов + 1 звукорежиссёр + дирекция группы (в зависимости от места и условий организации концерта – от 1 до 3 человек, кроме директора, сюда могут входить костюмер-гример и гитарный техник).

Не позднее, чем за 2 недели до выезда группы (но не ранее, чем спустя три дня с момента предварительной договоренности между сторонами) дирекция передаёт организаторам бытовой и технический райдеры, а также всю необходимую информацию о количестве участников концерта, их реквизиты для проезда и поселения и прочие необходимые материалы и сведения о группе.

Организаторы должны предоставить на согласование с дирекцией подробный график пребывания группы не позднее, чем за три дня до выезда группы.

Вопросы транспорта и доставки группы

– Расстояние до 250 км: комфортабельный автобус (в зависимости от времени года – с отоплением/кондиционером, из расчета 12 посадочных мест + багаж).
– Расстояние свыше 250 км, но не более 24 часов пути: поезд (3 полных соседних купе в одном вагоне (12 мест).
– Более длительные переезды оговариваются заранее и осуществляются на отдельных условиях.
–По городу: передвижение группы в месте проведения концерта осуществляется либо тремя легковыми автомобилями, либо микроавтобусом из расчета 12 посадочных мест + багаж.

Все автомобили должны иметь одинаковые скоростные характеристики. Транспорт должен находиться в распоряжении группы на протяжении всего срока её пребывания в городе.

– Оплата постельного белья – за счёт группы. В случае авиаперевозки оплата возможного перегруза по весу – за счет организаторов.

– В случае необходимости доставки группой своих гитарных усилителей, ударной установки и другой аппаратуры организаторы концерта должны оплатить затраты на перевозку и аренду аппаратуры и обеспечить транспорт для доставки аппаратуры к месту проведения концерта.

Проживание и питание

В случае пребывания группы в месте проведения концерта более 12 часов (либо менее 12 часов, но пришедшихся на ночь), организаторы обязаны заказать одинаковые по классу двухместные номера в гостинице классом не ниже трёх звезд. Количество мест определяется дирекцией группы перед выездом и согласовывается с организаторами. Каждый номер должен быть снабжён горячей и холодной водой, санузлом, телевизором, кондиционером или обогревателем (В зависимости от времени года). Если по каким-либо причинам горячая вода в гостинице отсутствует, организаторы должны за свой счёт предоставить группе сауну по приезде и после концерта. Все номера должны быть снабжены средствами коммуникации (интернет, междугородная телефонная связь). Если это не возможно, интернет и междугородная телефонная связь обязательно должны быть в номере для дирекции. Очень важно, чтобы все номера находились в непосредственной близости друг от друга.

Недопустимо поселение группы в разных гостиницах и в гостиницах, в которых производится ремонт. Гостиничные карточки должны быть заполнены заранее – группе при заселении выдаются ключи, а директору или администратору группы выдаётся распечатка с номерами, заселяемыми музыкантами.

Питание трёхразовое, горячее. Время посещения группой ресторана не афишируется и не анонсируется.

Гримерные комнаты

На концертной площадке необходимы две комфортабельные чистые гримерные комнаты. Комнаты должны находиться на небольшом расстоянии от сцены, в том же здании, доступ к ним не должен проходить через зрительный зал и другие помещения, доступные публике.

В каждой из них должно находиться следующее:

– одно большое зеркало;
– не менее 4 стульев;
– один диван или два кресла;
– исправные электрические розетки, не менее трех;
– раковина для умывания с горячим водоснабжением;
– электрический чайник;
– чай, кофе, сахар, бутерброды, 3-5 литров натурального сока;
– минеральная вода негазированная, 2…3 л;
– обогреватель (в зимнее время), кондиционер (летом);
– вешалка для костюмов и одежды с плечиками.

Ключи от гримерных комнат выдаются директору группы после прибытия коллектива на концертную площадку и должны находиться у администратора коллектива на протяжении всего пребывания на площадке.

Саундчек

Организаторы обязаны предоставить профессиональное высококачественное звуковое и световое оборудование и инструменты, которые должны быть сверены с техническим райдером и одобрены дирекцией группы не позднее чем за две недели до выезда группы.

Для саундчека требуется минимум два часа. Никто из зрителей или персонала, не задействованного в проведении концерта, не может находиться в зале в это время.

Организаторы должны гарантировать полную готовность и настроенность звукового и светового оборудования к моменту начала саундчека группы. В противном случае с группы снимается любая ответственность за возможную задержку концерта из-за неподготовленной концертной площадки.

Любые задержки концерта, связанные с продолжительностью выступления предшествующих исполнителей, запаздыванием выступления или по другим причинам должны быть отражены в программе заранее, так, чтобы это не отразилось на продолжительности выступления группы и на времени начала её выступления. Дирекция группы вправе потребовать у организаторов изменения продолжительности любого другого выступления в рамках программы для того, чтобы выступление группы началось в запланированное время. Если предшествующие выступления затягиваются, они должны быть остановлены.

Безопасность

Организаторы должны обеспечить безопасность группы, выставив охрану перед служебным входом и перед сценой и (или) установив заградительные барьеры перед сценой на расстоянии не менее одного метра от сцены.

Около рабочего места звукорежиссёра во время его отсутствия либо на протяжении всего времени пребывания публики в зале может находиться сотрудник охраны для предотвращения доступа посторонних к оборудованию и создания помех в работе.

После прибытия группы на площадку организатор концерта незамедлительно представляет дирекцию группы начальнику охраны для проведения инструктажа.

Двери в зрительный зал не должны открываться до распоряжения дирекции группы.

Организаторы берут на себя всю ответственность за ущерб, нанесенный группе по причине, связанной с плохой работой службы безопасности.

Рекламная кампания

Во время рекламной кампании организаторы могут использовать только те информационные материалы, логотипы и фотографии, которые будут предоставлены дирекцией группы. Все перечисленные материалы, включая видео- и биографические материалы, предоставленные организаторам группой, могут быть использованы только в целях рекламы концерта.
Организаторы не имеют права без письменного согласования с группой изготавливать самостоятельно какую-либо печатную продукцию –афиши, плакаты, буклеты – для использования в коммерческих целях.

Продажа перед концертом, во время и после него любой аудио-, видео-, печатной и прочей продукции, имеющей отношение к группе (как то: название группы, логотип группы, изображение группы), изготовленной без письменного согласования с дирекцией группы, запрещается. Запрещается также продажа любой другой продукции, не имеющей отношения к группе.

На каждый концерт группа получает до 15 билетов в зал. Сюда не включаются 12 бейджей (право прохода в любой сектор зала или помещение) для самой группы.

Участие в радио- и телевизионных эфирах, записях и организация интервью печатным изданиям оговаривается организаторами с дирекцией группы.

Не позднее, чем за два часа до концерта должен быть предоставлен список СМИ, которые хотели бы произвести фото- и видеосъемку на концерте. Каждый представитель СМИ обязан иметь соответствующий бейдж, выданный организаторами концерта. При этом ни один из представителей СМИ не имеет права заходить в гримерные комнаты или технические помещения.

Прочее

На все время нахождения группы в городе организаторы должны предоставить в полное распоряжение группы своего представителя, уполномоченного решать любые вопросы, связанные с выполнением условий райдера, и обязанного иметь при себе копию райдера, подписанную организатором концерта.

Организаторы обязаны предоставить группе возможность познакомиться с культурными традициями города и страны, посетить архитектурные памятники, музеи и другие местные достопримечательности по согласованию с дирекцией группы.

Гонорар за выступление и обратные билеты выдаются по прибытии группы и не позднее чем за два часа до начала концерта.

Организаторы берут на себя непредвиденные расходы: связанные с задержкой рейса (питание, проживание и т.д.), перегруз аппаратуры, расходы в случае болезни исполнителя и др.

…Кому-то данный типовой (подчеркну это!) райдер может показаться слишком требовательным и жестким. Однако речь идет о выступлении профессионального и коммерчески успешного коллектива, способного собирать большие залы. Для выступления коллективов в малом (так называемом «клубном») формате райдер, конечно, будет проще и в техническом, и в бытовом отношениях.

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 22/09/2017


Нет событий

© 1995-2017 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика