КРАУДФАНДИНГ: В ОДИНОЧКУ НЕ ОДОЛЕЕШЬ И КОЧКУ

sdsd_475В 68 номере «Music Box» мы подняли тему краудфандинга, стремительно набирающего обороты в нашей стране. Если предыдущий материал был скорее вводным, то теперь мы решили осветить реальный опыт использования краудфандинга отечественными музыкантами и попытались на примере реализованных идей оценить, насколько перспективен подобный подход.

С момента создания первых российских платформ для народного финансирования с помощью краудфандинга было осуществлено великое множество интересных проектов: веб-порталы, кинофильмы, книги, благотворительные проекты и, конечно же, музыка.

Многие музыканты успешно используют краудфандинг для выпуска своих альбомов, и было бы глупо об этом не рассказать. Именно поэтому Music Box связался с музыкантами, избравшими этот путь, и попросил их поделиться опытом подобной работы.

Начали мы с вопроса о том, какую платформу музыканты используют для сбора средств? И здесь они были единогласны, выбрав площадкой PLANETA.RU

«Это идеально отлаженная система, от и до, – комментирует Инна Желанная, недавно собравшая средства на новый альбом. – Минимальные проценты, ответственные и очень приветливые менеджеры, мгновенное решение всех возникающих вопросов – в общем, удобство и комфорт абсолютно во всём. С ними работать очень приятно и надёжно».

Артур Беркут, буквально на днях успешно завершивший сбор средств на сольный лирический альбом, вообще категоричен в своём выборе: «Работаю только с одной компанией – PLANETA.RU, и она меня абсолютно устраивает!»

Мы связались с Фёдором Мурачковским, генеральным директором PLANETA.RU – крупнейшей на данный момент краудфандинговой площадки России, и выяснили причины подобного единогласия.

MUSIC BOX: С чего начиналась PLANETA.RU? Бизнес-модель заимствовалась у западных платформ или всё создавалось с нуля?

ФЁДОР МУРАЧКОВСКИЙ: С конца 90-х я занимался развитием крупных розничных сетей. Это были и ювелирные магазины, и рестораны, и гипермаркеты… В 2008 году, когда случился кризис, решил, что пора менять сферу деятельности и надо для этого придумать нечто новое, важное, интересное. А мы с друзьями, Максом Лакмусом и его братом Василием (сооснователи «ПЛАНЕТЫ»), в тот период часто обсуждали, как сложно реализовывать свои идеи творческим людям. Вот и договорились до того, что надо создать в России площадку, которая помогала бы находить финансирование на самые разные проекты. Через некоторое время появилась первая версия PLANETA.RU. С тех пор ресурс бессчётное количество раз видоизменялся и дорабатывался, так что теперь это совсем другой сайт с новыми сервисами – онлайн трансляциями и магазином уникальных вещей. Сегодня наш портал уникален, такого набора инструментов и сервисов нет ни на одном краудфандинговом ресурсе в мире!

Начали мы с группы БИ-2, в которой Макс Лакмус играет на бас-гитаре. В 2011 году провели эксперимент – предложили поклонникам группы новую схему взаимодействия с артистами. Первые акционеры нового альбома получали приятные бонусы от группы: автографы, сам альбом, приглашение на закрытый концерт. Это и в самом деле был эксперимент, поскольку мы не знали, откликнутся ли на это люди. Оказалось, что тема весьма востребована. Идея сработала, хотя в нас и не верили. БИ-2 тогда собрали 1.3 миллиона рублей и записали альбом «Spirit». Так всё и закрутилось. Пришли новые проекты. Потом кроме музыки появились кино, театр, малый бизнес и благотворительность. На сегодня мы собрали на все проекты (а их уже больше 1000) более 171 миллиона рублей.

MB: Сложно ли было создавать ваш проект в условиях Российского законодательства?

ФМ: Мы действуем именно в рамках законодательства, так что всё решаемо. Правда, не так давно мы обсуждали в Госдуме краудфандинг и изменения, которые можно было бы внести в законодательство. Но это уже следующий этап.

MB: Насколько долго и сложно было формировать комьюнити пользователей, готовых вкладывать собственные средства, по сути, в анонсы проектов?

ФМ: Повторюсь, на сегодня собрано более 171 миллиона, и большая часть этих денег притекла за прошлый год. До этого велась обширная подготовительная работа. Мы много и терпеливо рассказывали и показывали всем, что же такое краудфандинг. Став пионерами и евангелистами краудфандинга в России, мы и сегодня пытаемся разъяснять и рассказывать. Собираемся даже в феврале открыть школу краудфандинга, где каждый сможет узнать, как правильно завести проект, написать текст, снять видео, продвигать проекты. Мы организуем лекции, конференции, консультируем. Прошло всего два с половиной года с момента официального запуска «ПЛАНЕТЫ» – с того момента, когда даже журналисты, приглашённые на пресс-конференцию, не понимали, о чём мы говорим, и вот в ноябре 2014 года «ПЛАНЕТА» стала лауреатом «Премии Рунета» в номинации «Экономика, Бизнес и Инвестиции». То есть нас не только узнали, но и признали эксперты.

MB: Если это не является тайной, расскажите, сколько проектов из общей массы успешно собирают средства? Много ли среди них музыкальных? Какие категории проектов наиболее успешны?

ФМ: Успешны примерно 50 процентов заявленного объёма. Из них большая часть – творческие проекты, в том числе музыкальные и кино. Собственно, пока именно творческие проекты лидируют по сборам. Однако в последнее время начался активный рост и в других категориях, например таких, как «общество» и «бизнес», появились инновационные и игровые проекты. Практически всегда успешны благотворительные начинания.

MB: Существует ли «формула успешного проекта»? Что должен подготовить автор (в нашем случае – музыкант), прежде чем выставить своё детище на площадку и далее обеспечить его успешную реализацию? Что Вы посоветуете музыкантам, выставляющим свои проекты на вашей площадке?

ФМ: В первую очередь, соискатель должен понимать, что убедить людей дать деньги нелегко. Значит, нужно задаться вопросом: почему человек должен мне перевести деньги? Популярными становятся проекты, в которых видна индивидуальность автора, где есть интересные акции. Плюс над проектом надо постоянно работать, он должен стать частью вашей жизни. Надо о нём рассказывать, а для этого необходимо чётко представлять свою аудиторию – где она, какие инструменты надо применять. Вот, например, малоизвестная группа из Орла PUSHIN. Их история – просто фантастика. Они собрали более 1.5 млн. рублей, хотя им нужно было 400 тысяч, которые музыканты не могли добыть. Они долго искали верную стратегию и, в конце концов, решили сделать упор на офлайн продвижение. Первым городом для старта проекта был выбран Санкт-Петербург. Именно там ребята приступили к сборам, загрузив на телефоны и планшеты своё видео к проекту и показывая его прохожим на улице, а заодно рассказывая о сборе денег. Первые подходы были не очень успешными. Люди воспринимали их чуть ли не за бродяг. Тогда музыканты поменяли места сбора, текст подхода и настроение. Они десантировались в кафе, рестораны, торговые центры. И так как у «ПЛАНЕТЫ» есть возможность принимать любые виды платежей, люди вносили деньги в проект с лёгкостью, с того места, где находились, дожевывая гамбургеры.

Через некоторое время группа переместилась в Москву и продолжила работу в столице. Кроме того, ребята разослали короткое сообщение компаниям, которые могли бы помочь им в реализации их планов. Как выяснилось, их заметили. Один из музыкантов решил «выйти в народ» в последний раз и рассказать о крауд-проекте. Для этой акции были выбраны торговые площадки Москва-Сити. Когда он начал привычный рассказ о группе и её поддержке в рамках проекта, его прервал один из слушателей, сказав, что уже знает о PUSHIN – он получил одно из разосланных по возможным инвесторам сообщений. Познакомившись лично, человек перевёл на счёт проекта ещё полмиллиона рублей. В результате было собрано более полутора миллионов рублей, и теперь группа приступает к записи альбома.
Каким-то проектам мы помогаем пиаром – о нас много пишут, но и сами соискатели не должны сидеть сложа руки. Неправильно было бы думать, что запустил проект, а дальше всё само пойдёт. Ничто не заменит личного обращения к своей аудитории! Конечно, надо помнить, что нельзя завышать финансовые цели, цифры должны быть адекватными. Надо научиться доходчиво объяснить людям, зачем и сколько денег вам понадобится. Бывает, что авторы сами не понимают или не хотят замечать, что их проект не актуален или идея не оригинальна. Предлагаю прислушиваться к нашим советам – видоизмените проект, поменяйте отношение к продвижению, и ваша затея выстрелит.

Полную версию статьи читайте в журнале Music Box • №1 (70) • Январь–февраль 2015.

Покупайте Music Box в лучших музыкальных магазинах страны.

Автор: Игорь Терехов

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 19/08/2017


Нет событий

© 1995-2017 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика