ПЕРВЫЙ И ЗАБЫТЫЙ РОК-ФЕСТИВАЛЬ

FFMMMF_01_people_475

Миновало весеннее равноденствие и, следовательно, пора готовиться к летним рок-фестивалям. Казалось бы, рок-фестивали существовали всегда — хорошо, если не всегда, то уж точно с 1960-х годов. Но всегда интересно знать — с какого же именно момента? Большинство источников называют первым рок-фестивалем Monterey Pop Festival, состоявшийся при весьма солидной рекламе и наборе артистов с 16 по 18 июня 1967 года. Оказывается, всё-таки не те три дня в калифорнийском Монтерее должны войти в мировую историю: ровно за неделю до него, 10 и 11 июня опять же в Калифорнии прошел фестиваль с громоздким названием Fantasy Fair & Magic Mountain Music Festival. Это и был первый рок-фестиваль не то что в американском, а даже и в мировом масштабе.

Конечно, ничего нового в фестивальном движении на начало лета 1967 года для западного мира не было. Newport Jazz Festival вообще стартовал в 1954 году, дополнившись пять лет спустя более чем успешным фолк-ответвлением — Newport Folk Festival, в Британии джазовые фестивали проводились с 1956 года (Beaulieu Jazz Festival). Помимо этого, заокеанская публика уже вполне привыкла лицезреть на одной сцене нескольких артистов — практика, как у нас выразились бы, «сборных концертов» взяла там отсчет тоже в 1956 году. Но к лету 1965 года любители рок-музыки уже полностью обособились в своих вкусах, да и возрасте, превысившем, пусть и ненамного, 21 годы, от тинэйджеров, которым нужны были именно поп-песни и поп-артисты, уже получавшие свою долю телевизионной раскрутки. Считается, что окончательным импульсом к переходу рок-музыки в фестивальную форму стало знаменитое неудачное выступление Боба Дилана (Bob Dylan) на Newport Folk Festival 25 июля 1965 года, когда главный на тот момент менестрель Америки неожиданно вышел на сцену с электрическим составом из музыкантов группы PAUL BUTTERFIELD BLUES BAND и в результате оказался освистан именно что своими поклонниками.

Однако подлинными изобретателями привычного всем нам формата рок-фестиваля оказались люди из радиовещательного бизнеса. К весне 1967 года движение хиппи как минимум в Калифорнии можно было считать состоявшимся, что не могло не отразиться на структуре заявок слушателей на местные AM- и FM-радиостанции. Идея проведения фестиваля — «такого же, как фолк-фестиваль, но с электрогитарами» — принадлежала программному директору популярнейшей на тот момент сан-францисской AM-радиостанции KFRC 610 формата «Boss Radio Top 40» (на тогдашнем всеамериканском слэнге — «радио клёвых коммерческих песен») Тому Раундсу (Tom Rounds). Революционный замысел был всячески поддержан боссом Тома, почти мифологической фигурой в истории американского радиовещания, Биллом Дрэйком (Bill Drake).

FFMMMF_Poster_475

Фестиваль получил не самое удобное и краткое название Fantasy Fair & Magic Mountain Music Festival, а первоначальной датой его проведения были назначены 3 и 4 июня, но подвела погода — и он состоялся 10 и 11 числа. Поэтому, как водится, часть выступлений пришлось отменить. Как ни странно, первый в мировой истории рок-фестиваль в момент его проведения не воспринимался ни какой-то чрезвычайной сенсацией, ни откровением. И это неудивительно — летом 1967 года в Америке много чего происходило… Тем не менее сейчас именно это событие считается точкой отсчета «лета любви» и популяризации в широких массах хиппистской культуры.

Несмотря на огромное по тем временам 36-тысячное скопление народа и наличие на фестивале секьюрити из числа участников мотобанд «Hell’s Angels» (которые, как водится, сами туда напросились — а попробуй откажись!), фестиваль прошел на удивление мирно и потому заслужил крайне позитивную оценку в прессе, как профильной, так и мэйнстримовой. Что уж совсем удивительно для ранних рок-мероприятий — Том, Билл и их коллеги позаботились даже о «скорой наркологической помощи»: на фестиваль совершенно официально был назначен врач-нарколог, «драг-доктор», обязанный выводить совсем уж впавших в невменяемое состояние потребителей запрещенных субстанций из опасного состояния. Билет стоил $2, а все деньги перечислялись на счет сан-францисской детской больницы Hunters Point Child Care Center.

FFMMMF_02_The-Byrds_475

Всего на сцене фестиваля выступили 33 группы и артиста, в основном калифорнийских. Без звездных выходок обошлось, если не считать таковой требование музыкантов JEFFERSON AIRPLANE обеспечить их сопровождение по дороге из Сан-Франциско все теми же «Hell’s Angels». Это, пожалуй, и было главной внемузыкальной сенсацией фестиваля и породило дискутирующийся до сих пор вопрос — были ли «Hell’s Angels» задействованы как постоянные секьюрити фестиваля или нет? Немалочисленные фото, как и свидетельства очевидцев сообщают нам что да, как бы не хотелось противоположного плакальщикам по фестивалю в Альтамонте (1969). Из числа участников фестиваля, и почти полвека спустя могущих быть причисленными к звёздам, необходимо упомянуть Дайанну Уорвик (Dionne Warwick), Тима Бакли (Tim Buckley), Стива Миллера (ещё как участника STEVE MILLER BLUES BAND) и группы THE DOORS, CANNED HEAT, JEFFERSON AIRPLANE, THE BYRDS, CAPTAIN BEEFHEART & THE MAGIC BAND и COUNTRY JOE AND THE FISH. Очень и очень странно, что Fantasy Fair & Magic Mountain Music Festival так и остался не более чем «сноской» в истории фестивального движения — все лавры, как уже говорилось, достались Monterey Pop Festival. А сам фестиваль никакого продолжения, увы, не получил — его изобретатели и вдохновители Том Раундс и Билл Дрэйк продолжили свои подвиги на ниве радиовещания. Еще бы — именно успех первых американских рок-фестивалей окончательно привел к триумфу нового радиоформата «Freeform Radio», дававшего полную свободу эфирному диджею. Получается, не зря фестиваль провели — хотя, может, и не думали акулы эфира о том, что июнь 1967 года окончательно разделит между собой серьёзную и развлекательную ветви рок-музыки.

Текст: Всеволод БАРОНИН

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 25/06/2017


Нет событий

© 1995-2017 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика