УЧИМСЯ ИГРАТЬ СОВРЕМЕННЫЙ БЛЮЗ

feoff_whiterhornДжефф Уайтхорн (Geoff Whitehorn) в 1991 году присоединился к группе PROCOL HARUM, с которой сотрудничает до сих пор. Записывался и выступал с BAD COMPANY, JETHRO TULL, Кевин Эйерс (Kevin Ayers), THE WHO, Роджер Уотерс (Roger Waters), EARTH BAND, MANFRED MANN, Пол Маккартни (Paul McCartney), Билли Оушен (Billy Ocean), Пол Роджерс (Paul Rodgers).

Его блюз «Bad Jackets» — великолепный обучающий материал.

При беседе со студентами, которые приходят ко мне учиться, я всегда спрашиваю, какие цели, задачи стоят перед ними. Иногда приходится слышать: техника и т.д.

Любой, начинающий (или не очень) студент должен точно осознавать, что техника это только средство, при помощи которой исполнитель выражает свои музыкальные идеи, и если их нет, то…

Так же, как мы изучаем, например, русскую литературу, для того чтобы правильно и интеллигентно излагать свои мысли, так и в музыке — мы должны (загрузить в себя) воспринять лучший опыт предыдущих музыкантов, чтобы потом стильно музицировать в выбранном жанре. В силу профессиональной деятельности иногда приходиться готовить студентов для поступления в музыкальные заведения не только России, но и Америки. Требования там таковы: 1. сыграйте блюз, если сможете, импровизируйте; 2. сыграйте джазовый стандарт, если сможете, импровизируйте; 3. чтение нот с листа, 4. повторите за преподавателем.

Чтобы соответствовать этим критериям или хотя бы части из них, в этой статье мы разберёмся, как устроен современный блюзовый квадрат.
Я опускаю тему, которая представляет собой гармонический рифф.

Мистер Джефф Уайтхорн готовит соло уже в третьем четырёхтакте темы блюза. На гармонию В7 и А7 он использует сексты, играя их скольжениями. Ноты принадлежат соответствующим аккордам B7 (1, 2 такты) и A7. В тактах 3 и 4 исполнена ми минорная (Еm) пентатоника в открытой позиции. При работе с боксами уделите побольше внимания открытым позициям, так как они вызывают у гитаристов некоторые неудобства и вместе с тем очень активно используются.

tandart_tuningТакт 5 — это первый такт квадрата импровизации, здесь играются понятные неспешные попевки.

takt5Такт 8 — фактически в нём использована вертикаль, или проще, арпеджио. Очень стильная и часто используемая фраза, например в кантри. Тоника аккорда, который обыгрывается, находится под мизинцем на первой струне — нота ми (Е), это важно понимать при дальнейшем использовании такого клише в вашей практике, как использует его, например, Марк Норфлер (Mark Knopfler) в соло композиции «Sultans Of Swing». Идея фразы заключается в том, что на третьей струне берётся нота аккорда E7 — нота фа-диез (F#), подтягивается до терции соответствующего аккорда — ноты соль диез (G#), проходя через блюзовую соль(G). Далее мистер Уайтхорн добротно смешивает две одноимённых пентатоники E и Em.

takt8Десятый такт — фраза начинается на слабую долю и как бы наезжает на следующий такт, заканчиваясь на его сильной доле, что характерно для джазового стиля Bebop. Здесь использована только блюзовая минорная пентатоника.

На примере этого такта я бы хотел рассмотреть принцип скрытого голосоведения. Справедливости ради отмечу, что это не явный пример, но всё же. Скрытое голосоведение — это одноголосная линия, которую можно представить как двухголосную, давно известный принцип. Скрытое голосоведение можно организовать при помощи опорной линии, т.е. ≪спрятать лад≫, используя разного рода проходящие и вспомогательные ноты, диатонические и хроматические, а также при помощи скачков на базе лада. В данном примере используются скачки — ре (D) к соль-диез (G#) и ля (A) к ре (D.) Эта ломаная пентатоника стремится к ноте ми (E), и фраза на ней заканчивается.

Одиннадцатый такт — мелодия так же сдвинута относительно сильной доли и построена на смешении блюзовой ми-минорной (Em) и ми-мажорной (E) пентатониках, в самом популярном боксе. Двенадцатый и тринадцатый такты — подходим к кульминации, т.е. к самой высокой ноте, берём её при помощи мощной подтяжки и традиционно — спад, по всем законом жанра, базируясь на принципе ≪золотого сечения≫.

takt10-11Четырнадцатый такт . Обратите внимание на это клише. Именно в такой, очень удобной аппликатуре его играли и Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), и Джимми Пэйдж (Jimmy Page) и все кому не лень. Очень эффектная фраза, она может и должна преломляться, но идея неизменна, а именно, использование смешенной ми-минорной (Em) и ми-мажорной (E) пентатоники.

Если вы хотите послушать, как этот материал звучит у Джимми Пейджа — композиция так и называется «Rock & Roll».

Пятнадцатый, шестнадцатый такты — это нисходящие фразы, последняя из которых заканчивается в первом такте следующего квадрата. Это и есть настоящая не симметричная блюзовая ритмика, корни которой — в раннем архаичном блюзе и джазовой практике.

takt_14-15-16Семнадцатый такт — начало нового квадрата, далее следует ответ предыдущей фразе. Обратите внимание на стильную шестнадцатую триоль в конце девятнадцатого такта . Мелодика базируется на ми-минорной (Em) пентатонике. Затем следует фраза, объединяющая две гармонии E9 и A9, причем сначала звучит ми-минорная (Em) пентатоника с использованием стандартного клише, а затем аккорд A9 обыгрывается ля-мажорной(A) пентатоникой.

takt_19В следующих двух тактах 22, 23 над изменяющейся гармонией A9 и E9, главенствует ми-минорная (Em) пентатоника, которая разбавляется в конце нотами из ми-мажорной (E).

takt20-23Последний четырёхтакт квадрата начинается с приёма, который называется предъём. То есть ещё не появившейся аккорд B9 начинаем обыгрывать уже в предыдущем такте ми-минорной (Em) блюзовой пентатоникой с мажорными вкраплениями, а именно нотой до диез (C#). В такте 26 на аккорд A9 исполняем ля-мажорную (A) пентатонику с минорной нотой соль (15 лад), которую бойко тянем на тон вверх, в тонику аккорда ля (A9). Фраза заканчивается в следующем такте половинной нотой ми (E) 12 лад первой струны.

Последняя фраза — это ниспадающая по динамике ми-минорная (Em) пентатоника.

takt_26emКак видно из приведённого примера, необходимо знать, как играть одноимённые пентатоники разного наклонения. Для блюза ≪Bad Jackets≫ — это ми, ля, си минор и мажор. Гитара устроена так, что нужно выучить пять неповторяющихся боксов одной из пентатоник, например ми (E). Чётко знать, где и на какой струне в боксах находятся тоники — мажорные и минорные.

Например, ми-минорная пентатоника выглядит так же, как соль-мажорная. Необходимо научиться быстро считать и практиковаться в этом.
Ведь, выучив одну, вы знаете сразу две.

Напомню, что магическое слово бокс (Box) — это место на грифе где исполняется тот или иной лад, причём, неважно с какой ноты или струны. Важна схема исполняемого вами бокса, его геометрия.

Процесс обучения — это не выучивание любимой песни, а познание сути музыки. Можно до изнеможения шарашить умопомрачительные риффы, но так и не понять, а как же сыграть ≪Подмосковные вечера≫, Хотя и риффы — штука сложная и интересная. О них мы поговорим в следующих публикациях.

Текст: Сергей Дмитриев

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 21/11/2017


Нет событий

© 1995-2017 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика