РАБОТАЕМ НАД ПЕСНЕЙ (ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ)

singing_200Данный материал предназначается для тех, кто пока не нашёл для себя педагога по вокалу или решил заниматься самостоятельно. Предлагаю пошагово разобраться с чего начинать и как работать над песней. Для начала давайте определимся, одинаково ли мы понимаем, что такое пение. Для одних, оно неразрывно связано со стопкой водки на столе, неистовым криком, напряжённой шеей, изрядно покрасневшим лицом и принципом «чем громче, тем лучше», для других, заунывно-тягомотное напевание. Предлагаю взять за основу определение, которое даёт нам Википедия, а именно, пение – это вокальное искусство. Поэтому стоит подойти к исполнению песни не только с эмоциональной, но и с технической стороны, т.к. мы начинаем осваивать искусство. На данном уроке постарайтесь контролировать громкость своего голоса. Не стоит её насильственно увеличивать или уходить на шёпот. Придерживайтесь нормального, умеренного звучания (среднее между громким и тихим). Пение складывается из голоса и технических приёмов. Осваивать их стоит от простого к сложному, накапливая, таким образом, свой технический арсенал и переходя из класса любителей в класс профессионалов.

Первое, с чего мы начинаем, это выбор песни, и он должен быть правильным. Основная ошибка состоит в том, что многие выбирают репертуар исходя из своего желания, а не из своих возможностей. Приведу пример из моей педагогической практики. Приходит девушка с диапазоном максимум 5 тонов, с неустойчивым интонированием (фальшивит) и проявляет желание спеть песню из репертуара У. Хьюстон (Whitney Houston) или К. Агилеры (Christina Aguilera). Когда мы ставим перед собой очень сложные задачи, это заканчивается тем, что человек, помучавшись и разочаровавшись, вовсе бросает эту неудачную затею. Что хуже, он может придти к мысли о своей бездарности, совсем не понимая, что причина неудачи в неправильно выбранной песне. В пении, как и в любом обучении, следует начинать с простого, доступного для себя материала и по мере развития, переходить на более сложный. Надо всегда помнить о своей индивидуальности и своих возможностях. Не правильная эксплуатация голосового аппарата может привести к его заболеванию или потере голоса. Ведь когда мы приходим в спортивный зал, то первые тренировки начинаются «на легке» и только по мере готовности «правильный» тренер начнёт увеличивать нагрузку… Есть, конечно, и другая категория «певцов», они часто встречаются в караоке и на свадьбах, желая блеснуть «мастерством», кричат, фальшивят, уходят из тональности, не могут взять верхние ноты и при этом вполне довольны собой. Про таких говорят, что им наступил медведь на ухо, и здесь говорить о музыке не стоит. Безусловно, песня должна вам нравиться, но при этом быть и оптимально удобной. В этом случае вы получите массу положительных эмоций и будете довольны собой.

Как правильно подобрать песню? Обратите внимание на то, чтобы она подходила вам по диапазону, т.е. верхние и нижние ноты должны звучать свободно и без насилия. Проанализируйте мелодию, какие есть интервалы, удобны ли они для вашего голоса. А ещё, успеваете ли проговаривать текст в заданном темпе.

1. Разучите мелодию по нотам или, как говорят музыканты, «снимите», т.е. внимательно слушайте и запоминайте, что и как поёт исполнитель. Сначала напевайте вместе с ним, а позже попробуйте повторить мотив самостоятельно. Если вы владеете фортепиано или гитарой, подберите мелодию в начале на инструменте, а потом в точности повторите голосом. Обязательно соблюдайте ритмический рисунок. Для контроля используйте звукозапись. Со стороны лучше слышно, правильно ли вы выучили мелодию, как чисто интонируете.

2. Выпишите текст песни на лист размером А4 или распечатайте. Выбирайте более крупный шрифт, так будет удобнее работать, и вы сможете прочитать текст, не напрягая глаза и с любого расстояния.

Например:

ne_slushnu

Слушая песню, попутно, «галочкой» проставьте дыхание, т.е. между какими словами певец берёт дыхание. Воздух набирается в определённых местах, а не там где захотелось или понадобилось вам. Рассчитывайте запас воздуха и умело его используйте.

ne_slushnu2Также в тексте вы можете отметить скачки мелодии вверх или вниз, опевания, мелизмы и т.д., чтобы быстрее освоить мелодию. Тщательно послушайте песню и обратите внимание, возможно, исполнитель выделяет голосом, ударением какие-либо слова или слоги. Подчеркните эти слова, проставьте акценты. Для того чтобы было более наглядно и понятно, используйте цветные чернила. Подходите к делу творчески, создайте свой язык знаков и меток.

Например:

ne_slushnu3

Всё, на что вы обратили внимание, помечайте в тесте. Этот визуальный ряд станет вашей детальной инструкцией для быстрейшего освоения материла, и ваша работа будет носить не спонтанный характер, а осознанный, что намного эффективнее. Не всё запомнится сразу, поэтому наглядный материал будет очень полезным. И ещё, если вы вернётесь к этой песне спустя несколько лет, то взглянув на рабочий лист с пометками, быстро восстановите в памяти все нюансы.

3. После того, как работа с текстом будет закончена, начинайте исполнять песню вместе с певцом, учитывая всё, что вы выделили и отметили. Не забывайте брать дыхание в определённые моменты, не рвите фразы, предложения и тем более слова. Наиболее сложные для вас места, например, мелизмы, интервалы, опевания, форшлаги и т.д., лучше отрабатывать отдельно, а после соединить в единую мелодию.

Если это ваш первый опыт и у вас нет никаких вокальных навыков, советую воспользоваться методом, который может облегчить задачу. В своей практике я довольно часто прибегаю к нему, работая с новичками, которым тяжело ориентироваться в музыке и одновременно следить за выполнением ряда задач.

а) прочтите текст песни от начала до конца в одном темпе, т.е. не замедляя и не увеличивая скорости. Можно прибегнуть к помощи метронома или хлопая в ладоши.
б) когда вы почувствуете, что держите темп уже уверенно, прочтите текст, выделяя согласные. Произносите их чётко и даже утрируя, т.к. в повседневной речи согласные очень вялые.
в) далее, также в речевой позиции, проговорите мелодию и текст песни, разделяя по слогам. Не спешите.

ne_slushnu_4

Проговаривайте мелодию и текст ровно, спокойно. Старайтесь избегать излишнего напряжения в теле, гортань расслаблена, плечи опущены, спина ровная. Следите за чёткостью согласных и сохраняйте единый темп от начала до конца. Все интервалы и высокие ноты, также произносите в речевой позиции, а для того чтобы они прозвучали уверенно, скажите их с более сильной подачей, возможно даже более эмоционально. Упражнение стоит повторить несколько раз. Важно добиться того, чтобы проговаривание слов на заданную мелодию, стало удобным. Если появится усталость, отдохните пару минут и продолжите. Следите за своими ощущениями и помните, что любое насилие может негативно сказаться на голосовом аппарате. Боль в горле, говорит о том, что вы делаете что-то не так.

г) теперь, когда у вас получается выполнять задание В) не напрягаясь, уверенно и даже удобно, попробуйте прочесть текст, но уже не разделяя резко на слоги, а соединяя в целые слова. Чтобы вам было понятнее, что от вас требуется, вспомните, как читают рэперы. Обратите внимание на то, что верхние ноты и интервалы должны звучать также свободно и не крикливо. Если получается не всё так гладко, вернитесь к упражнению В) и поработайте над ним детальнее или интенсивнее. При положительных результатах попробуйте исполнить выбранное произведение опять вместе певцом (певицей), а позже можете перейти к исполнению песни под фонограмму – 1(имеется в виду фонограмма без голоса) или под собственный аккомпанемент.
4. После того, как черновая работа проделана, выучите текст песни наизусть. Если человек поёт и в это время читает слова, то всё его внимание будет приковано к чтению, в то время как он должен контролировать свои ощущения, слушать аккомпанемент и слышать всё, что и как поёт.
5. Заведите папку с файлами, в которой вы сможете хранить рабочие варианты песен. Напишите название произведения, авторов и тональность, в которой вам удобно петь. В случае, если появится возможность спеть с «живыми» музыкантами, вас обязательно спросят в какой тональности вы поёте.

Елена Ермак – певица, педагог по эстрадно-джазовому вокалу высшей категории

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 21/11/2017


Нет событий

© 1995-2017 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика