ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ НАПИСАНИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ АНИМАЦИОННОГО СЕРИАЛА

mult3

Мы хотим продолжить на страницах нашего журнала разговор о так называемой «прикладной» музыке. Своим опытом с читателями делится композитор Лев Землинский, пишущий музыку для российских анимационных фильмов.

C чего начинается работа композитора над анимационным сериалом? Каким творческим опытом должен обладать композитор, решивший заняться такого рода деятельностью? Что вообще означает сегодня этот термин — «прикладная» музыка?

Если обратиться к истории возникновения и развития искусства, то можно заметить, что оно всегда выполняло в человеческом обществе какую-то функцию. Функциональность любого достаточно долго существующего вида искусства бессмысленно отрицать. Танцы первобытных племен у костра, имитирующие охоту под примитивные напевы соплеменников и музыка Баха, звучащая в огромном соборе, — у всех этих творений есть нечто общее.

mult1Они обогащают человека неким эмоциональным опытом, служат в конечном итоге повышению выживаемости всего человеческого рода в окружающем мире. Так можно ли провести четкую границу между «прикладным» и «чистым» искусством? Скорее можно говорить о жанровых ограничениях того или иного вида искусства. Теперь, если читатель осилил такое длинное по современным меркам вступление, у него возникает вопрос: а каким, собственно, образом все это относится к заявленной теме?

Прежде всего, понимание роли музыки в «приложении» к изображению формирует изначальное отношение композитора к своей работе. Написание музыки для анимации часто связано именно с достаточно жесткими жанровыми ограничениями. Продюсерская группа обычно заранее определяет фокусную возрастную группу потенциальных зрителей. Сами анимационные персонажи порой диктуют простые музыкальные решения, особенно в сериалах. Наконец, не последнюю роль играют личные вкусовые пристрастия режиссёров и продюсеров.

mult4Только полностью осознав эти моменты и тщательно обдумав свое решение, композитор может поставить свою подпись под договором. Вся последующая работа будет связана с передачей определенных эмоций при помощи ограниченного круга музыкальных средств. Поэтому любое возникшее в процессе работы напряжение неизбежно отразится на конечном продукте. А какой же смысл заниматься музыкой, если самому не нравится то, что ты делаешь?

Итак, вы подписали договор. Приготовьтесь к тому, что ваш проект может продлиться в течение совершенно неопределенного срока, — от пары месяцев до нескольких лет. Все определяется, в конечном итоге, способностью генерального продюсера создать настоящую команду высококвалифицированных специалистов. От их умения и слаженности будет зависеть успех проекта и его дальнейшее финансирование.
Работа над сериалом имеет и другие особенности. Если вы пишете музыку для полнометражного фильма или большого спектакля, то имеете дело, как правило, с одним режиссёром.

В сериале их несколько. Более того, учитывая широкое распространение в анимации аутсорсинга, возможно, в процессе работы будут появляться новые режиссеры. В этой ситуации композитору особенно важно добиться взаимопонимания с продюсерами. Именно они будут нивелировать все нежелательные девиации художественного замысла режиссеров, возвращая их в выбранное русло. Вместе с тем, нельзя недооценивать и традиционно для российского кино высокую роль режиссёра, даже при работе над сериалом.

Ну а если еще учесть, что во многих анимационных студиях существует традиция отсматривать эпизоды с новой музыкой всем присутствующим персоналом, то задача ещё больше усложняется… На самом деле, если вы сумели убедительно озвучить своей музыкой первые пять серий, то в дальнейшем доверие к вам возрастает и остаются только неизбежные рабочие моменты мелких переделок.

Итак, вам присылают первое видео. Те, кто уже имел дело с анимацией, знают, что процесс озвучания здесь начинается еще до появления первого анимированного изображения. Актеры записывают в звуковой студии свои реплики по сценарию, без «картинки», режиссер расставляет удачные дубли в проекте согласно своей экспликации, и начинается работа над изображением. Сначала фильм существует в виде статических картинок, сменяющих друг друга. Это так называемый «аниматик». Затем картинки начинают постепенно оживать.

mult6Хотя режиссеру обычно не терпится поскорее получить первые музыкальные темы, я бы не стал торопиться, если у вас нет большого опыта написания музыки «под аниматик». Лучше всё-таки дождаться хотя бы частичного оживления персонажей. Характер сцен может кардинально измениться, и надеяться только на словесную постановку задачи режиссёром было бы весьма самонадеянно. Если речь идет о сериях в технике трёхмерной анимации, то композитор, скорее всего, увидит готовую «картинку» только в телевизионном эфире.

Компьютерный пересчет и обработка движений занимают значительное время, а сроки у каналов — жёсткие. Все специалисты проекта работают одновременно. Поэтому композитор обречён использовать для ориентирования полуфабрикат видео. При этом особенно важным становится восприятие диалога персонажей. Актеры характером своих реплик часто способны подтолкнуть к нужному музыкальному решению.
Все описанное выше, однако, не относится к чисто музыкальным проектам, где, по крайней мере, песни персонажей пишутся заранее. Если этого не сделать, у аниматоров неизбежно возникнет проблема с липсингом (синхронной артикуляцией речи).

Итак, вы написали первые музыкальные темы. То, что на английском называется cues. Как правило, в короткометражной анимации они не длятся более 30–40 секунд. Какие-то темы одобрены режиссёром и продюсером, а какие-то — нет. Надо ли отправить последние в корзину? Ни в коем случае! В продолжительной работе над сериалом вы никогда не знаете, что вам понадобится завтра. Более того, и принятые, и отложенные темы необходимо сводить в нескольких вариантах, поочередно «выключая» инструменты. Вполне возможно, что в следующих сериях в подобной сцене вам понадобится вариант бас-ударные, или вы наложите на ритм-секцию другой инструмент.

Все полученные таким образом дубли аккуратно раскладываются по папкам с названиями, отображающими характер музыки. Таким образом, вы облегчаете себе дальнейшую работу над сериалом, где использование одних и тех же лейтмотивов в разных сериях не только уместно, но и желательно. К 20-й серии ваша работа значительно облегчится!

Надо ли создавать заранее темы для сцен определенного характера? На мой взгляд, этот способ более уместен в случае полнометражного фильма. В коротком метре будет достаточно сложно угадать характер всех будущих сюжетов. Возможно также, что сценаристы будут вводить новых персонажей или переносить действие в другие воображаемые локации. Мне было проще работать в режиме накопления материала, создавая музыку непосредственно под конкретные сцены.

mult5Среди других особенностей работы над анимационным сериалом следует упомянуть умение работать с небольшим бюджетом. Вряд ли продюсер российского сериала обеспечит вас симфоническим оркестром для реализации ваших идей. (Времена, когда советским мультипликаторам буквально навязывали большой оркестр для озвучания, к сожалению, давно прошли.) Каким же образом в этих условиях обеспечить достаточно высокое качество музыки? В первую очередь стоит отметить умение работать скупыми средствами, мультиинструментализм и правильное использование приглашенных музыкантов (желательно самых лучших). Не надо стесняться самостоятельно осваивать дополнительные инструменты. Любой живой инструмент значительно украсит ваш звуковой ряд и поднимет весь саундтрек на ступень выше. В таких случаях обычно не требуется виртуозного владения инструментом, а количество дублей ограничено только вашим личным временем. Ну а для особых красок стоит пригласить хороших музыкантов. Учитывая протяженность проекта и возможность использования разных дублей, это окупится сторицей.

Поскольку работа над сериалом длится не один день, композитор должен продумать и такие стороны процесса, как шумовое озвучание и окончательное сведение (терпеть не могу наш термин переозвучание, представляющий собой плохую кальку с английского dubbing mix). Если композитор обладает достаточными звукорежиссёрскими навыками, то он может взять на себя финальный микс. Ведь, в противном случае, весьма велика вероятность того, что ему всё равно придется присутствовать на сведении музыки с шумами и диалогом. Если этого не сделать, то результат может быть непредсказуем. То есть потратить придётся то же самое время, но уже бесплатно. Здесь, безусловно, есть отличия от более сложного и продолжительного микширования полнометражного фильма. К тому же короткометражная анимационная продукция делается, как правило, сегодня в стереозвучании и с учетом телевизионных стандартов динамики. С другой стороны, при желании качественно сделать финальный звук, в сериале тоже придется поработать над акустической обработкой диалога и шумов, используя соответствующие объёмы. Впрочем, если продюсеры делают упор на музыкальный звукроряд, акустическая обработка может несколько упроститься, поскольку музыка под диалогом всё равно «съест» реверберацию.

mult7

Что же касается синхронных шумов и атмосфер (фонов), то тут сложность работы может зависеть от характера изображения. Замечено, например, что трехмерная графика требует более реалистичной проработки шумов.
Тем не менее я бы не советовал продвинутому музыканту самому заниматься шумами в этом случае. Я лично использую для этих целей другого специалиста, постоянно со мной работающего. Более того, если вы предполагаете работать одновременно и над другими проектами, то понадобится музыкальный редактор, способный в нужный момент подменить вас на проекте. Но это будет возможно только при наличии уже достаточно большой музыкальной библиотеки, созданной в процессе работы над сериалом, а также при том условии, что в этих конкретных сериях не появляются новые обстоятельства, требующие создания новых музыкальных тем.
Хотелось бы сказать несколько слов и о необходимом музыкальном опыте.

На мой взгляд, композитору, работающему в этом жанре, совершенно необходим эстрадно-джазовый (в широком смысле) концертный опыт.
Рок-н-ролл, джаз, оркестровая музыка, цирк — все, что связано с живым исполнением музыки и непосредственной реакцией публики. Такой опыт просто неоценим. Ну и конечно, знание законов построения именно инструментальной музыки.

mullt2Говоря о российской анимации, стоит отметить, что она обладает хорошими художественными традициями. Существуют анимационные школы, ведущие своё начало от всеми любимых художников и режиссёров. Поэтому хочется надеяться, что наши аниматоры ещё порадуют публику новыми интересными проектами.

Текст: Лев Землинский, член Союза Композиторов, автор музыки сериала «Фиксики», а также ряда фильмов из цикла «Гора Самоцветов» и других анимационых фильмов.

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 22/09/2017


Нет событий

© 1995-2017 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика