ОРГАНЫ ROLAND VK

roland_vk_200pxВ нашей стране техника игры на органе, в отличие от классической пианистической школы, не получила широкого распространения. В США же еще в 80-ые годы электромеханический орган был в каждой церкви, каждом клубе и во многих частных домах. Неудивительно, что этот инструмент оказал такое грандиозное влияние на рок и джаз: практически все легендарные рок-группы использовали орган: назовем лишь PINK FLOYD, URIAH НЕЕР, DЕЕР PURPLE и LED ZEPPELLIN, не говоря уже о YES и EMERSON, LAKE&PALMER, где орган был основой. Любители джаза также имеют в своих коллекциях записи плеяды джазовых органистов от Джимми Смита до Джоя Ди Франческо.

Электроорган, появившийся в начале тридцатых годов, изначально предназначался для домашнего использования. Действительно, иметь собственный духовой орган мог себе позволить далеко не всякий обеспеченный господин, и инженер Лоуренс Хаммонд (Laurens Hammond), создав электромотор с высокой стабильностью вращения, замыслил остроумное его применение: к мотору подсоединялись 91 колесико, похожие на часовые, которые вращались около магнитных звукоснимателей и генерировали звук. Получавшийся тембр, конечно, не очень-то подходил для воспроизведения величественных органных композиций европейских композиторов, но для жизнерадостной американской музыки оказался вполне уместен и востребован.

С появлением звуковых модулей на основе воспроизведения сэмплов каждый из них обязательно содержит множество вариантов звучания механического электрооргана, и даже в обычной компьютерной звуковой плате, в соответствии со стандартом General MIDI, обязаны быть три инструмента этой серии: Rock Organ, Jazz Organ и Percussive Organ. Однако органисты останутся настолько же недовольны такой имитацией, как и пианисты игрой на компьютерной МIDI-клавиатуре. Дело, конечно, в качестве звучания, но и не только в нем. Зло, что называется, в деталях: инструменты на основе воспроизведения сэмплов лишены многих средств выразительности, составляющих лексику органиста. Прежде всего, конечно, это возможность изменять тембр инструмента во время игры с помощью регистровых движков. Вместо пресетов (то есть заранее заданных вариантов звучания), использующихся в современных модулях, органисты сами подбирали сочетание гармоник с помощью девяти движков, причем для верхней, нижней и ножной клавиатур используются свои комбинации. В пятидесятые годы в органах появилась перкуссия — резкая атака звука, создаваемая с помощью аналогового генератора огибающей. Такая атака была nрисуща не всем звукам, как в сэмnлерах, запечатлевших этот тембр, а лишь первой ноте из группы, сыгранной слитно. Таким образом, звучание разительно менялось при игре легато (певучая игра без перкуссии) и стаккато (с nеркуссиеЙ). После короткой паузы генератор восстанавливается не полностью, а лишь частично, что дает не очень явную атаку. Приноровившись К этому недостатку, органисты превратили его в особенность игры. Перкуссия, впрочем, была присуща только верхней, солирующей клавиатуре.

Но и это далеко не все. Разные органы имели разную конфигурацию тоновых колес, и они генерировали различные приближения к синусоиде, разумеется, далеко не совершенные. Соседние вращающиеся колесики индуцировали токи в близко расположенных звукоснимателях. Раньше это считалось недостатком, так как давало грязные призвуки, однако именно это и обеспечивало органу такую тембровую особенность. Позднее, в семидесятые, когда научились избегать таких побочных эффектов, многие органисты по-прежнему предпочитали грязный тон старых органов, называя такое звучание vintаgе. Идеально отстроенные и безупречно темперированные сэмплеры же лишены всей этой «неправильности». Какие бы красивые сэмплы они не использовали для своего звука, они ведут себя иначе, по-другому реагируют на динамику, и, в конечном счете, требуют совершенно другой игры. Стоит посмотреть на то, как играет органист. Он постоянно меняет звук регистровыми движками, включает и выключает вращение динамика, отстраивая динамику звука педалью экспрессии. Кроме того, органисты активно использовали возможности модулировать электрический сигнал — с помощью тремоло, вибрато, хоруса и перегрузки усилителя. Разумеется, современные сэмплеры дают возможность применить эффект к выбранному тембру. Однако, как правило, предлагается лишь один эффект — так, на пере груженном органе уже не получится включить эмуляцию вращающегося динамика. Ну и еще один минус основанных на сэмплах генераторов недостаточная плотность звука, когда он теряется в общем миксе — заставил искать новые пути синтеза звука. Действительно, механические электроорганы перестали производить уже два десятилетия назад: массовый спрос перебили инструменты на основе воспроизведения сэмплов, а удовлетворять единичные заказы ценителей и профессионалов было нерентабельно (особенно если сравнивать с уровнем продаж начала 80-х годов, когда он приблизился к акустическим фортепиано;покупали их, в основном, любители домашнего музицирования). Кроме того, механический электроорган действительно имеет ряд практических недостатков: тяжеловесность (один инструмент весил около 100 кг), нестабильность в работе из-за изнашиваемости механических деталей и т.д.

Выход появился около десяти лет назад: это было физическое моделирование. Электроорганы серии Rоlаnd VK преследуют цель полностью воссоздать звук классических электроорганов. Тоновые колесики, даже у органов в прекрасном состоянии, никогда не работали строго предсказуемо. Эти случайные вариации и придавали классическим органам их богатый, сочный тембр. Кроме того, органы совершенно иначе реагировали на силу нажатия и нюансы игры, например, нота, сыгранная в контексте длинного пассажа, звучала иначе, чем та же самая нота после паузы. Для достоверного воспроизводства этих особенностей настольный модуль VK-8M, одномануальный орган VK-8 и двухмануальный VK-88 используют моделирование тоновых колес, основанное на патентованной технологии Rоlаnd COSM.Оно позволяет виртуально воссоздать в недрах микрочипов 91 колесо в независимом постоянном вращении так же как на классическом электрооргане. В конечном счете, в любое время, когда нажимается клавиша, присутствует элемент «произвольности» И «непредсказуемости». В число преимуществ органа входят также и полноклавиатурная полифония, отсутствие «взаимоисключающих», сдвинутых по фазе обертонов (так часто встречающиеся в инструментах на основе воспроизведения сэмплов) и независимые друг от друга эффекты, эмулирующие вращение динамика и вибрато. Достоверно воспроизводятся и токи утечки, получающиеся при наводках от соседних колесиков, причем их уровень (равно как и уровень «клика» при нажатии и отпускании клавиш) можно регулировать, добиваясь и «чистого» звучания восьмидесятых, и «грязного» пятидесятых.Но органы не звучат сами по себе – для их озвучки требуются усилители и динамики, каждый из которых имеет свое индивидуальное звучание. Поэтому органы серии VK моделируют четыре типа комбо-усилителей и способны воспроизводить даже такой эффект, как удар по пружине ревербератора!

Также орган включает и некоторые эффекты, присущие современным инструментам, такие как кольцевая модуляция или добавление гармоник, управляемые положением руки над невидимым инфракрасным лучом. Также пользовательские установки могут быть сохранены в ячейках памяти (36 ячеек для модуля VK8М и 64 для органов VK-8 и VK-88), что позволяет моментально вызвать нужные параметры. Также орган включает и некоторые эффекты, присущие современным инструментам, такие как кольцевая модуляция или добавление гармоник, управляемые положением руки над невидимым инфракрасным лучом. Также пользовательские установки могут быть сохранены в ячейках памяти (36 ячеек для модуля VK8М и 64 для органов VK-8 и VK-88), что позволяет моментально вызвать нужные параметры.

Music Box № 27

25.07.2007 г.
Автор: Илья САНДАЛОВ

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 18/06/2018


Нет событий

© 1995-2018 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика