ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МИКРОФОНЫ

microfon_475В мире современной музыки, немыслимой без электричества, неотъемлемыми спутниками музыкальных инструментов являются микрофоны.

Конечно, существует немало универсальных микрофонов, используемых и для вокала, и для инструментов, и для записи целиком хоров и оркестров. Но есть и большой отряд специальных инструментальных микрофонов, конструкция и характеристики которых оптимизированы именно для снятия звука инструментов. Главным отличием от микрофонного съёма вокала является то, что музыкальные инструменты отличаются большим разнообразием не только частотных и динамических характеристик, но и геометрических размеров, а также излучающих звук поверхностей.

Характерным внешним отличием инструментальных микрофонов является их форма, так как они не рассчитаны на то, что их будут держать в руках. Для некоторых музыкальных инструментов существуют специализированные микрофоны. Например, для духовых инструментов рядом фирм выпускаются компактные микрофоны со специальными держателями-прищепками, позволяющими закрепить микрофон на раструбе и обеспечить неизменное положение микрофона относительно инструмента.

Для озвучивания ударных инструментов применяются специальные микрофоны, также оснащённые креплениями. При этом характер звука будет зависеть не только от выбранных моделей микрофонов, но и в большой степени от расстояния до звучащей поверхности и угла наклона к ней. Варьируя эти параметры, можно добиваться самого разного звучания. Для басовых инструментов (контрабас, туба, тромбон, большой барабан и т.п.) есть несколько специализированных микрофонов разных фирм, один внешний вид которых сразу говорит об их предназначении, — такие микрофоны имеют корпуса внушительного размера. У этих микрофонов характеристики оптимизированы для работы с басовыми источниками — сделан подъём АЧХ на низких частотах и повышено предельное звуковое давление. С точки зрения принципа устройства специализированные инструментальные микрофоны бывают и динамическими, и конденсаторными. Динамические микрофоны, с их низкой чувствительностью, неприхотливостью, отсутствием необходимости в подаче питания и способностью выдерживать большие звуковые давления, всё-таки преимущественно применяются в концертной практике, а конденсаторные, обладающие большей чувствительностью и частотным диапазоном, более хрупкие, но более точно передающие звучание, — в студийной. Однако последнее время на сцене всё чаще используются конденсаторные микрофоны, а в студии — динамические, особенно для записи звука электрогитар и клавишных, озвученных комбоусилителями, Возвращается мода и на ленточные микрофоны. Инструментальные микрофоны можно разделить по двум
признакам. Первый — это тип акустического приёмника, которым является колебательная система микрофона. В приёмниках давления звук воздействует на фронтальную сторону мембраны, в приёмниках градиента давления звуковая волна воздействует на обе стороны мембраны. Существуют, однако, и комбинации обоих типов приёмников. Второй признак — это область практического применения приборов. В руках инструментальные микрофоны держат только исполнители на губных гармониках, остальные микрофоны крепятся на специальных стойках или прямо на инструментах. Помимо характеристики направленности, в этом случае становятся особенно актуальными такие характеристики микрофонов, как перегрузочная способность и «эффект близости» — зависимость спектра звукового сигнала от расстояния до его источника. Всё-таки даже в концертных условиях ставится задача передачи звучания инструментов максимально чисто и достоверно, без «бубнения» и подъёма низких частот, характерных для этого эффекта. Поэтому особенно актуальны модели, имеющие встроенный фильтр низких частот.

В последние полтора десятилетия появился новый тип устройств для съёма звука струнных инструментов, соединяющий признаки как микрофонов, так и звукоснимателей. Это звукосниматели на основе конденсаторных ленточных преобразователей, они же контактные микрофоны. На производстве таких звукоснимателей специализируется фирма B-Band, есть такие модели у LR Baggs. Очень близки к ним и сверхминиатюрные конденсаторные микрофоны Bluestic фирмы Schertler для струнных инструментов, выполненные в виде обычных звукоснимателей и устанавливающиеся внутрь струнодержателя под нижний порожек.

Существуют и интересные оригинальные разработки. Фирма Yamaha несколько лет назад представила интереснейшую модель SKRM 100 — это «приёмник звука для большого барабана», представляющий собой, по сути, динамический микрофон, выполненный в корпусе малого барабана и устанавливаемый параллельно перед большим. Для большого же барабана Audio-Technica выпустила модель AE 2500, где в одном корпусе объединены конденсаторный и динамический микрофоны.

Все это позволяет говорить о том, что развитие инструментальных микрофонов продолжается, и в будущем нас ждут интересные новые решения. Мы обратились к представителям компаний-дистрибьюторов оборудования с просьбой рассказать о текущем состоянии рынка инструментальных микрофонов.

Целевая аудитория

По мнению Дарьи Бахмановой, руководителя отдела рекламы компании АРИС, это музыканты, которым нужно «подзвучить» свои инструменты и которые не хотят больше полагаться на то, что им привезут прокатчики или найдётся на площадке. Это и звукорежиссёры, желающие добиться особого звучания своего коллектива. Это и прокатчики, покупающие микрофоны для комплектов, а также владельцы розничных и интернет-магазинов.

Евгений Ильницкий, менеджер компании Harman Pro, добавил к этому списку также технических сотрудников концертных залов и клубов.

Андрей Устин, менеджер по маркетингу компании «Окно-Audio», включил в список театры и инсталляторов, отметив при этом, что «применение инструментальным микрофонам, казалось бы, целевому продукту, нашлось даже в Администрации Президента РФ» Александр Ростов, директор по маркетингу компании MS-Max, добавил, что инструментальные микрофоны покупают, помимо вышеназванных категорий, также и пользователи домашних студий.
Новинки

На этот вопрос Дарья Бахманова ответила известной шуткой «новые песни пишут те, у кого старые не получились», имея в виду, что многие микрофоны beyerdynamic выпускаются много лет и уже стали легендой. Последнее обновление инструментальных микрофонов в линейке beyerdynamic Touring Gear имело место около трех лет назад. Андрей Устин, говоря о микрофонах AKG, отметил, что производитель в этом году также не стал «изобретать велосипеды» и оставил без изменения линейку инструментальных микрофонов, которая традиционно пользуется спросом. Зато благодаря компании в этом году на российский рынок вернулся практически весь ассортимент микрофонов DPA, включая знаменитый инструментальный микрофон 4099.

Кирилл Валентей, старший менеджер подразделения профессиональных продуктов компании SENNHEISER Audio, в качестве новинок указал, что линейка микрофонов Sennheiser была расширена появлением универсального Sennheiser MK 8 и высокотехнологичного Neumann TLM 107. Александр Ростов сообщил, что новинкой 2014 года стал универсальный микрофон TELEFUNKEN M60 FET, появившийся в результате интенсивных разработок, исследований и тестов, проводимых совместно с музыкантами и звукорежиссёрами. Микрофон оснащен полупроводниковым предусилителем класса А, а в самих микрофонах используются те же капсюли, что и в ламповом микрофоне ELA M 260. В базовой комплектации микрофон оснащен кардиоидным капсюлем, а сменные капсюли, поставляемые опционально, позволяют сделать M60 FET гиперкардиоидным или ненаправленным.

Ещё один инструментальный микрофон — Heil Sound PR 31 BW, с большой диафрагмой, широкой ровной АЧХ и высокой степенью защиты от вибраций, посторонних звуков и электромагнитных помех, благодаря чему подходит для барабанов, духовых инструментов и гитарных усилителей. Он является развитием классического инструментального микрофона Heil Sound PR 30 BW, отличаясь от него более компактным форм-фактором.

Алексей Сгибнев из компании МиксАрт рассказал о новинках австрийского микрофонного бренда LEWITT. LCT 140 — инструментальный студийный кардиоидный предполяризованный микрофон, имеет диапазон 30Гц…20кГц и стоит 269 долларов. LCT 240 схож с предыдущим, но стоит дороже — 312 доллоров. Модель LCT 340 имеет два капсюля — кардиоидный и сменный всенаправленный, он стоит 537 долларов. Инструментальный суперкардиоидный динамический микрофон DTP 340 REX имеет функцию Enhanced Frequency Response (EFR) и стоит 191 долларов.

Двухэлементный конденсаторный/динамический кардиоидный микрофон DTP 640 REX предназначен для большого барабана с функцией EFR и стоит 330 долларов.

Цена

По словам Дарьи Бахмановой, несмотря на то, что все микрофоны beyerdynamic изготовлены в Германии, цена на них является вполне конкурентоспособной. Средняя цена инструментального микрофона составляет 150 евро. Евгений Ильницкий отмечает, что компания AKG выпускает микрофоны всех ценовых сегментов, поскольку согласно продуктовой стратегии HARMAN в любом модельном ряду есть серии, относящиеся к трём ценовым и функциональным сегментам: начальному, среднему и премиальному. Андрей Устин добавляет, что цена на продукцию DPA и Lectrosonics изначально весьма высока для уровня тех, кто ограничен ценовыми планками. Безусловно, эти марки — для покупателей, искушённых в звуке и желающих получить предельное качество при максимальной надёжности. Обычно при таких условиях стоимость уходит на второй план.

Кирилл Валентей сообщил, что наиболее доступной линейкой проводных музыкальных микрофонов Sennheiser были и остаются легендарные 800 и 600 серии Evolution. Ее беспроводная версия Evolution Wireless хорошо известна в России уже много лет. В 2014 году на рынке появилась её бюджетная версия — XSW. Александр Ростов подчеркнул, что TELEFUNKEN M60 FET — достаточно дорогой микрофон (около 1000 долл.), но тем не менее он вдвое дешевле своего лампового старшего брата ELA M 260 и в десятки раз дешевле классических микрофонов TELEFUNKEN, что делает его доступным не только для звукозаписывающих студий, но и для гастролирующих музыкантов и звукорежиссёров. Алексей Сгибнев указал, что вся предлагаемая линейка инструментальных микрофонов LEWITT относится к среднему ценовому диапазону.

Спрос в 2014 году

Евгений Ильницкий лаконично констатировал, что в 2014 году спрос на все три ценовых сегмента был примерно одинаков. А вот Андрей Устин был гораздо более обстоятелен — по его мнению, в течении прошедшего года спрос на инструментальные микрофоны представляемых компанией брендов был достаточно высоким и равномерным. Объёмы продаж недорогих продуктов понятны — всегда есть большое количество музыкантов и малобюджетных покупателей (напри-
мер, учебные заведения), которых этот класс оборудования устойчиво привлекал. Интерес к дорогим моделям обусловлен появлением новых серьёзных объектов и мероприятий, требующих оснащения аудиооборудованием на высоком уровне. Этот уровень могли себе позволить как государственные организации, так и коммерческие компании, готовые к серьёзным вложениям.

По мнению Александра Ростова, в 2014 году был отмечен рост спроса на микрофоны в дорогом сегменте: покупатели стали более требовательны к звуку и к имиджу, причём растущее внимание к имиджевой составляющей отмечено не только у музыкантов, но и в студиях. Спрос на микрофоны среднего ценового диапазона он оценил как стабильный. Алексей Сгибнев, в свою очередь, отметил, что микрофоны LEWITT пользуются стабильно растущим спросом.

Прогнозы на 2015 год

По мнению Дарьи Бахмановой, спрос в будущем году будет зависеть в основном от экономической ситуации в стране. Сейчас переломный момент, когда и опытные аналитики расходятся в анализе.

Евгений Ильницкий ожидает, что в 2015 году будет преобладать спрос на оборудование нижнего ценового сегмента. Андрей Устин считает, что определённо можно сказать одно — востребованность инструментальных микрофонов будет до тех пор, пока есть музыканты, использующие живые инструменты. Поэтому будут продаваться как дешёвые модели, так и дорогостоящие, и предрекать исчезновение какого-либо покупательского класса не стоит. При этом он полагает, что если ситуация с покупательской способностью в 2015 году серьёзно усугубится, то на выручку придет продукция Behringer, в которой используются самые передовые идеи знаменитых производителей по всегда доступной цене. И с ассортиментом этой продукции обычно все бывает в порядке. Кирилл Валентей утверждает, что сегодня российские музыканты и аудиофилы особое внимание обращают, прежде всего, на бренд и качество используемого оборудования. Все это, по его мнению, позволяет смотреть в будущее с уверенностью и оптимизмом. Александр Ростов считает, что, несмотря на большое количество синтезаторов, электронных барабанов, гитар со звукоснимателями и других «безмикрофонных» инструментов, акустические инструменты, требующие работы с микрофоном, по-прежнему широко востребованы. Поэтому он полагает, что спрос на инструментальные микрофоны не упадет, а с увеличением числа малых и домашних студий даже увеличится, несмотря на текущую экономическую ситуацию. Похожего мнения придерживается и Алексей Сгибнев, отмечающий что в МиксАрт небезосновательно ожидают дальнейшего роста интереса к бренду LEWITT.

Что ж, радует осторожный оптимизм наших экспертов, а какова будет реальность, посмотрим в ближайшем будущем…

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 19/08/2017


Нет событий

© 1995-2017 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика