ПЕТЬ ИЛИ НЕ ПЕТЬ? ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС…

MusicBox_vocalОдной из регулярно встречающихся тем на форумах и часто задаваемых вопросов на проводимых мной мастер-классах по вокалу остаётся: «Можно ли научиться петь самостоятельно или лучше прибегнуть к помощи профессионального педагога по вокалу?»

На самом деле это сугубо личное решение и каждый сам выбирает путь своего развития. Кто-то предпочитает изучать азы, идя чётко выверенным путём и под чутким руководством опытного наставника, а другой любит доходить до всего сам. Дело времени. Главное разберитесь, для чего вы хотите научиться петь, на каком уровне (бытовом, профессиональном), какова ваша мотивация, не забывая при этом учесть ваши голосовые и музыкальные данные. Довольно часто мы оцениваем себя не объективно. В своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с тем, что люди оценивают себя довольно высоко — даже не умея интонировать, строят далеко идущие планы — не имея певческого голоса и диапазона. В таких случаях не обойтись без профессиональной помощи.

Вокальное искусство носит сугубо индивидуальный характер и требует индивидуального подхода. В этой статье я предлагаю проанализировать и разобрать плюсы и минусы самостоятельной работы для тех, кто решил идти своей дорогой.

С чего начать?

Итак, вы «самоучка». Решите для себя, как вы будете развивать свой голос и совершенствовать ваше пение. Первый вариант — это караоке. Оно даст возможность практиковаться, и не исключено, что у вас появится круг единомышленников, которые и будут отчасти корректировать ваше пение словами «хорошо» или «плохо», эмоциями, аплодисментами, критикой.

Кроме хорошего настроения, особого развития голоса и слуха этот вариант не предполагает. Хотя в Москве есть ряд дорогих караоке-клубов, в которых люди поют довольно прилично и даже приходят профессионалы, а многие из завсегдатаев занимаются с педагогами и готовятся к выступлению. Приходят также и молодые исполнители в надежде, что их заметят. Второй вариант — это книги и видео-, аудиошколы. Это для тех, кто любит «докопаться» до всего сам и обладает определённой силой воли, так как вокальная литература и методики, изложенные в ней, описывают, как правило, ощущения сопровождающие голосоведение, которые вы, возможно, никогда не испытывали, и рассказы о «воздушном столбе» или «воздушной подушке» будут вряд ли вам понятны. Я не знаю, насколько это будет полезным (всё индивидуально), но вы тем не менее сможете продемонстрировать свою компетентность в этой области.

Встречаются люди, которые очень хорошо владеют вокальной терминологией и теорией, но запутавшись во всём этом, не могут показать всё изученное на практике. Поэтому стоит хотя бы консультироваться у специалиста и выяснить, правильно ли вы поняли прочитанное, совместно поискать описанные ощущения и уточнить, как этим пользоваться при исполнении песен. Аудио- и видеошколы могут быть полезны, если у вас нет проблем с интонированием и есть хоть какие-нибудь певческие навыки. Старайтесь запоминать не только мелодию упражнения, но и то, как оно выполняется. Очень важно услышать, как и где звучит голос. Как исполнитель идёт по диапазону вверх и спускается вниз. Здесь очень важен развитый слух, ритмичность, внимание. Не забывайте отслеживать ваши ощущения (усталость, боль в горле, хрип, сиплость или комфорт и легкость).

В моей практике был случай, когда после ряда занятий, на которых часть времени мы посвятили «впеванию» одного упражнения, ученик признался, что раньше регулярно выполнял данное упражнение с аудиошколой, ему было очень неудобно и больно, но он терпел в надежде, что со временем эти неприятные ощущения пройдут. Это ошибочное мнение. При пении вы не должны испытывать боль, и не стоит насильственно брать неудобные для вас ноты. Делайте всё в рамках своих возможностей.

Не торопите события. Экспресс методы, которые сейчас постоянно рекламируют (причём во всех областях обучения) вводят нас в заблуждения. Как можно мастерски научиться играть на фортепиано без регулярных и продолжительных занятий?

Голос — это тоже инструмент, но более сложный и хрупкий. У нас нет возможности его увидеть и потрогать, но мы можем его услышать и ощутить, что делает этот инструмент особенным. Следует особое внимание уделить дыханию. Почитайте или найдите видеоматериал, в котором подробно объясняется, как надо его брать и затем использовать. Дыхание — это основа грамотного пения, красиво звучащего голоса.

Найдите образец

А если вам всё это скучно и не интересно и вы хотите сразу работать над песнями, то советую развить в себе качество пародиста. Важно выбрать песню, подходящую вам по диапазону, тесситуре и петь её вместе с певцом, то есть копируя его. Не стоит брать сложный материал, а также песни с высокими или слишком низкими для вас нотами. Увеличивайте нагрузку постепенно. Лучше найти исполнителя с похожим голосом, в этом случае дело пойдёт быстрее, удобнее, и вы обречены на успех. Старайтесь передать тембр голоса, все нюансы. Что это даст? Копирование, довольно короткий путь к освоению вокальных вершин.

Используя его, вы сможете развить свой слух, музыкальное восприятие, улучшить ритмическую сторону, научитесь, пусть даже не осознанно, выполнять технические приёмы, снимать чужую манеру пения и «фишки», создавая некоторую базу и копилку наработанных вокальных приёмов. «Подгоняя» своё исполнение под некий стандарт или эталон, песни в вашем исполнении зазвучат довольно прилично или даже мастерски.

Как следствие появится психологическая уверенность, ведь вы смогли повторить то, что спел профессиональный исполнитель или, быть может, ваш кумир. Таким образом, можно подобрать себе целый репертуар и начать публичные выступления. Как любая палка о двух концах, так и на этом пути развития голоса есть свои плюсы и минусы. Если серьезно увлечься копированием чужого пения и вовремя не остановиться, можно потерять свою индивидуальность, свой природный, родной тембр голоса. И если вам посчастливится работать над своим сольным проектом, вы можете столкнуться с этой проблемой, как случалось с другими. Когда прекрасно поющий человек, искусно передающий тембр голоса и манеру пения известных исполнителей, становился беспомощными в работе над новой, никем не исполняемой песней.

Сетующий на то, что готов петь, как тот или иной певец, но не умеющий показать ничего своего, индивидуального. Причина в том, что он не работал над родным тембром, он ему не известен и не привычен. И если в прошлом веке, без этого можно было обойтись, то сейчас музыкальная индустрия шагнула далеко вперёд, и отличительной чертой является либо голос от Бога, либо изюминка исполнителя, т.е. его индивидуальность.

Слушайте себя со стороны

При самостоятельной работе чаще прибегайте к помощи звукозаписывающей аппаратуры, слушайте себя со стороны, анализируйте, ищите ошибки. Не увлекайтесь искусственной громкостью. Не стоит кричать и надрываться, выжимая «роковое» звучание, до тех пор, пока не заложите фундамент и не освоите хотя бы элементарное владение собственным голосом. Помните, что неверные шаги могут привести к большим проблемам, таким, как потеря голоса, не смыкание связок, появление узелков. Кто не помнит Фросю Бурлакову из кинофильма «Приходите завтра». Довольно часто у «самоучек» при пении слышно позиционное занижение, которое они не отслеживают. Исправление неправильных навыков потребует довольно длительного времени, что подтверждается множеством примеров.

У инструменталистов есть прекрасная возможность аккомпанировать себе. Советую выполнять вокальные упражнения, подыгрывая, например, на гитаре, стараясь приблизить тембр голоса к тембру гитары. Идите от малого к большому, от упражнения в терцию, кварту, до упражнения диапазоном в октаву. Затем можно сочинить небольшую, несложную мелодию и исполнять её «скетом». Следите за естественным, непринуждённым звучанием голоса. В дальнейшем можете начинать осваивать микрофонную технику.

Не бросайте петь

В любом случае, выбрали ли вы какой-то определенный путь развития или решили действовать сразу по всем фронтам, помните, что заниматься надо регулярно и на протяжении длительного времени. Не отчаивайтесь, если покажется, что процесс идёт медленно и результаты не оправдывают ожидания. Напомню, что профессиональный певец, обучается четыре года в училище и пять лет в институте или консерватории, а многие продолжают заниматься с педагогом после окончания вуза. Голос требует постоянной тренировки — и не только для дальнейшего совершенствования мастерства, но и для того, чтобы сохранить свежесть его звучания и не утратить уже завоеванные позиции. Как говорят итальянцы: «Певцу нужны две жизни, одна — учиться и другая — петь».

Желаю удачи.

MusicBox_elena_ermakОб авторе: Eлена Ермак — певица, педагог по эстрадно-джазовому вокалу высшей категории. Закончила музыкальное училище (дирижерско-хоровое отделение) и Институт современного искусства (вокальное отделение). Участвовала во многих телешоу, звёздных гала-концертах. Ведущая мастер-классов по вокалу для педагогов, а также в программе ≪LearMusic≫.

MUSICBOX TV



Olympus: Обзор рекордера LS-100 от Романа Мирошниченко

Olympus: линейка рекордеров LS

ВЫБОР РЕДАКЦИИ


ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ГИТАРЫ СРЕДНЕГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ IZOTOPE RX 4: РЕВОЛЮЦИЯ В РЕСТАВРАЦИИ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ
ИГОРЬ ДЖАВАД-ЗАДЕ: СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАРАБАНЩИКОВ

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР


Журнал Music Box № 1(70) 2015DORO PESH 
ОЛЕГ ИЗОТОВ
EPICA 
SOLSTAFIR

• Рок на балалайках
• Мировые музыкальные фестивали 2015
• Глобальная Лицензия
 
 

WORKSHOP: 
• Гитара: игра переменным штрихом
• Барабаны: система занятий
Читать онлайн

АНОНСЫ


СЕГОДНЯ 27/07/2017


Нет событий

© 1995-2017 musicbox.su, все права защищены   |   Электронная почта redaktor@musicbox.su   |   Телефон +7 916 683-13-94
яндекс.ћетрика